Школьный театр "ФАНТАЗЕРЫ"

В настоящее время занятия театральным искусством детей не потеряли своей актуальности. В современном мире большинство детей уже в раннем возрасте подвержены сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, следует осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем. Эти игры не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения. А ведь именно воображение для детей становится локомотивом всей творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме. Компенсировать недостающие знания и потребности в творчестве можно в системе дополнительного образования, занимаясь в детском театральном коллективе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия в детском театральном коллективе развивают ребенка во всей его психофизической целостности. Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию физического и духовного здоровья.

Театр раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры.

Поли художественная театральная среда способствует развитию подрастающего поколения: театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству. Воспитание театром формирует мировоззрение детей, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Помогает активизировать затрудненные процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя.

Театр – коллективное искусство. Во-первых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, требующей концентрации сил каждого обучающегося. Во-вторых, разнообразие постановочных задач дает возможность каждому ребенку максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которое способствует эмоциональному сплочению коллектива.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью.

Привлечение детей и подростков к занятиям в детском театральном коллективе решает проблемы их социализации. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют детям и подросткам приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Окунувшись в мир творчества, ребенок может раскрыть и реализовать свое «Я», подготовить себя к взрослой жизни. Детское творчество, выраженное в театральной постановке, это один из способов освоения окружающего мира, социальной и психологической адаптации ребенка в обществе. Острота и глубина восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь.

Данная программа разработана на основе Программы «Детский театр им. Л. Диковского» - ГДТУ, Екатеринбург – 2005 г., разработчики Ящиковская А.В., Шуранова М.Е.; работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А. П. Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.

Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками.

Новизна программы заключается в том, что она органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.

преподаватели

Пухарева Анастасия Анатольевна

Педагог-организатор

Расписание

Понедельник, среда

16:30-18:00

Актовый зал

Содержание программы

Содержание общеобразовательной программы включает следующие разделы:

1. Вводное занятие - 1 ч.

Теория - 1

Практика - 0
2. Основы театральной культуры - 10 ч.

Теория - 8

Практика - 2
3. Техника и культура речи - 42 ч.

Теория - 8

Практика - 34
4. Ритмопластика - 36 ч.

Теория - 4

Практика - 32 
5. Актерское мастерство - 63 ч.

Теория -  12

Практика - 51
6. Работа над пьесой и спектаклем - 40 ч.

Теория - 12

Практика - 28

На каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства.

Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.

Промежуточный – по итогам первого полугодия (освоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях внутри школы).

Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах).

Цели программы

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  школьного  театра  «ФАНТАЗЕРЫ»– эмоционально-творческое развитие личности ребенка средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

-        Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.

-        Знакомство с приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

-        Обучение правильной технике речи, формирование речевых навыков.

Развивающие:

-        Развитие творческих и актерских способностей, обучающихся через совершенствование речевой культуры.

-        Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям. - Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.

Воспитательные:

-        Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе.

-        Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

-        Формирование умения работать в коллективе, относиться друг к другу уважительно.

Результат программы

В результате прохождения программного материала обучающимися будут достигнуты следующие результаты:

·       Знания по истории театра (зарубежного, русского).

·       Владение профессиональной терминологией: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

·       Знание наизусть 10 чистоговорок.

·       Знание наизусть 3-5 произведений русского фольклора.

·       Знание правил зрительского этикета.

·       Определять замысел, сценическую задачу этюда.

·       Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

·       Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).

·        Выполнять простейшие физические действия.

·       Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

·       Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из внимания помехи внешнего мира.

·       Видеть в особенностях бессловесных элементов и действий проявления определенной индивидуальности человека.

·       Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

·       Коллективно выполнять задания.

·       Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

Материально-техническая база

Материальное обеспечение:

·       Помещение – просторное, хорошо проветриваемый класс (актовый зал) со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки.

·       Элементы театральной декорации, костюмы, предметы для грима.

·       Аудио установка (колонка, ноутбук, микрофоны).