Юный краевед

Данный курс предполагает  примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области краеведения. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников  потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю предоставляется возможность  выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание изучать объекты природы и исторического прошлого; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.

преподаватели

Макаров Роман Анатольевич

Содержание программы

Тема 1. Я и моя семья (5часов)

   Что мы называем Родиной. Как называется населенный пункт, в котором мы живем. Написание полного домашнего адреса. Составление своей родословной. История происхождения фамилии. Знакомство с источниками знаний о родном крае, с системой работы библиотек и интернет ресурсов.

Практические занятия.

Составление генеалогического древа.

Экскурсия в  библиотеку.

Тема 2. Моя местность (5 часов)

    Расположение Приморского района на карте. История заселения района. Героическая роль района в военных событиях прошлого века, помощь фронту и стране. Происхождение географических названий. Государственные символы России, Архангельской области, Приморского района.

Практические занятия.

Создание проекта герба своего населенного пункта.

Нанесение на контурную карту Архангельской области своего района.

Экскурсия в краеведческий музей. Создание проекта герба своей деревни.

           Тема 3. Наша школа(4 часа)

    Знакомство с историей школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы.

 Тема 4. Природа моего края (8 часов)

    Формы рельефа  своей местности. Виды полезных ископаемых. Народные приметы и местные признаки погоды. Особенности поверхностных и подземных вод. Виды и свойства почв. Наиболее распространенные растения и животные своего края. Уникальные природные объекты.

Практические работы

Определение типа почв в бассейне реки северная Двина.

Растения и животные  района, занесенные в Красную книгу Архангельской области.

Экскурсия в прибрежную зону.

     Тема 5. Население (7 часов)

     Численность населения своего населенного пункта, его национальный состав.  Обычаи и традиции поморского народа. Толерантность по отношению к культуре других народов. Известные люди своего края.

Практические работы

Встреча с известными людьми.

                Тема 6. Хозяйство (5 часов)

      Виды хозяйственной деятельности человека в своем крае. Действующие промышленные предприятия в своем районе. Отрасли сельского хозяйства.

Практические работы

Встреча с людьми разных профессий

Цели программы

Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

 

Результат программы

Учащиеся должны знать:

·         Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

·         Методики проведения исследований по темам;

·         Основные термины и понятия в краеведении;

·         Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;

·         Понятия Родина, родной край, отечество;

·         Традиции и обычаи своей малой родины;

·         История родного края;

·         Биологические и экологические особенности обитателей водоемов (Белого моря);

·         Виды эндемики;

·         Уникальные объекты природы.

       Учащиеся должны уметь:

·         Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

·         Оценивать экологическое состояние родной деревни и местных экосистем;

    ·  Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и   явлениями; оценивать способы природопользования;

·                    Проводить элементарные исследования населения; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

·         Проводить анкетирования, социологические опросы.

·         Применять коммуникативные навыки;

·         Работать с источниками знаний в виде экспонатов;

·         Работать с различными источниками информации.

·                    Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

1.Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН СанПиН 2.4.2.2821-10

 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  2. Оборудование: столы, стулья, шкаф, доска, стенды, уголок техники безопасности, ноутбук, мультимедийный проектор, оборудование для практических работ. 

  3. Инструменты и расходные материалы: бумага формат А4, лупы, , и др.