ДООП "Юный эколог"

Содержание строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном окружении. Программа способствует оздоровлению детей: часть занятий проводятся на воздухе, дети находятся в контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа включает в себя достаточное количество занимательного материала, позволяющего обучающимся  получить знания о растениях, животных, явлениях и взаимосвязях в природе, а также подтвердить свои знания на практике, в результате проведения наблюдений, постановки опытов и экспериментов.

преподаватели

Харитонова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел «Введение в программу»

Теория:Правила работы в объединении. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях. Содержание программы.

Практика: Игры на знакомство, сплочение: «Назови имя», «Комплимент». Входная диагностика: тест, выявляющий сформированность «умений», «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру. Анкетирование по проверке имеющихся экологических знаний у детей.

Раздел «Разнообразие организмов в природе»

Теория: Живая и неживая природа. Среды обитания живых организмов. Разнообразие живых организмов. Размеры живых организмов. Биологические ритмы живых организмов. Сон и его значение. Практика: Игры «Живое – неживое», «На что похоже?», «Верю – не верю. Зарисовка разнообразных живых организмов по схемам: формы бактерий, фито и зоопланктона.

Раздел «Органы зрения живых организмов»

Теория: Строение органов зрения у различных животных. Роль зрительного анализатора в жизни животных. Цветное и ахроматическое зрение. Значение цвета в жизни животных. Природные пигменты. Альбинизм и меланизм у животных. Сезонные изменения окраски тела. Покровительственная окраска.

Практика: Зарисовка строения зрительного анализатора представителей разных групп животных по схемам. Видеопросмотр: «Движение глаз хамелеона», «Мир глазами различных животных», мультфильмы «КОАП» (серии: «Черный заяц», «Разные глаза»). Игра «Верю – не верю». Викторина «Кто, как и чем видит?», Викторина «Окраска животных в природе».

Раздел «Звуки в мире природы»

Теория: Органы слуха у живых организмов. Значение звуков в жизни живых организмов. Ультразвук. Эхолокация.

Практика: Зарисовка слухового анализатора у различных организмов. Видеопросмотр: «Органы слуха у животных», мультфильмы «КОАП» (серия «Что услышала медуза»). Прослушивание голосов животных. КВН «Мир звуков природы».

Раздел «Природные запахи»

Теория: Значение запахов в жизни живых организмов. Органы обоняния у животных. Растительные ароматы. Ароматерапия.

Практика: Зарисовка органов обоняния у животных по схемам. Игра: Верю – не верю», «Мешочек с запахами». Практические работы «Растительное саше», «Мыло ручной работы». Викторина: «Чей нос лучше?».

 

Раздел «Ориентация живых организмов в пространстве»

Теория: Органы осязания у живых организмов, разнообразие и значение. Миграции у животных. Оседлые и перелетные птицы. Помощь зимующим птицам.

 Практика: Зарисовка органов осязания у животных по схемам. Игра: Верю – не верю». Видеопросмотр: «Жизнь летучих мышей», «Жизнь китов».

Раздел «Размножение живых организмов»

Теория: Личная территория и жилище у животных. Способы размножения у животных. Виды размножения у растений. Способы распространение семян. Практика: Зарисовка птичьих гнезд и яиц по схемам. Игра: Верю – не верю». Видеопросмотр: «Изготовление гнезд птицами», мультфильм «КОАП» (серии «Дом для барсука», «AB OVO- это значит яйцо»). Викторина «Угадай, чей дом?». Практические работы: «Коллекция семян растений», «Аппликация из яичной скорлупы»

Раздел «Взаимоотношения в мире живых организмов»

Теория: Взаимовыгодные и нейтральный типы взаимоотношений между живыми организмами. Взаимовредные, вреднонейтральные и вредно-полезные отношения между организмами.

Практика: Рисунок «Взаимоотношения организмов» Игра: Верю – не верю». Видео просмотр «Жизнь рака отшельника и актинии», «Взаимоотношения акулы и рыбы-прилипалы», мультфильм «КОАП» (серии «Симбиоз». Викторина: «Взаимоотношения организмов».

Раздел «Бионика»

Теория: Устройства, которые человек подсмотрел у животных. Секреты живых организмов, которые человек научился использовать.

Практика: Загадки и ребусы по теме. Игра: Верю – не верю». Видео просмотр «Насекомые для создания роботов», мультфильм Смешарики (серия «Пин-код»). Творческое задание «Я –инженер».

Раздел «Охрана живых организмов»

Теория: Черный список. Красная книга. Особо охраняемые природы территории»

Практика: Зарисовка животных. Видеопросмотр «Красная книга России», мультфильм Смешарики, (серия «Красная книга»), квест «По заповедным местам Архангельской области».

Раздел «Воспитательные мероприятия»

Теория: Основные события в календаре знаменательных дат. События экологического календаря. Традиционные мероприятия Центра. Правила противопожарной безопасности. Правила безопасности при использовании электроприборов. Безопасность в интернете.

Практика: Акции в формате дня единых действий: «Блокадный хлеб», «День неизвестного солдата», «Экоподарок защитнику Отечества», «Экоподарок на 8 марта», «Экооткрытка ветерану». Эко-акции: «День леса», «День Птиц», Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево», Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна». Видеопросмотр: мультфильм Смешарики «Азбука безопасности».

Цели программы

Формирование у обучающихся  основ экологической культуры через развитие познавательного интереса к природе.

Результат программы

К концу обучения обучающиеся  должны знать:

- компоненты живой и неживой природы;

 - строение и назначение органов чувств у животных;

- различные группы растений;

- группы животных;

- способы размножения животных и растений;

- типы взаимоотношений живых организмов;

- редкие и охраняемые виды животных и растений, виды, занесенные в Красную книгу;

- правила безопасного поведения в природе;

- технику безопасности на занятиях.

иметь:

- представление о бережном отношении к природе;

- желание участвовать в мероприятиях природоохранного характера;          - стремление проявлять активность в экологических мероприятиях;

 - навыки безопасного поведения.

 проявлять:

- духовно-нравственные качества личности (любовь к природе, доброжелательность, внимание к близким людям);

- наблюдательность, любознательность, коммуникабельность.

К концу обучения обучающиеся  должны  уметь:

- применять освоенные навыки в природоохранной и творческой деятельности;

- правильно вести себя в природе;

- наблюдать за объектами природы;

- применять полученные знания в жизни;

- соблюдать технику безопасности на занятиях.

Особые условия проведения

Программа реализуется только для организованных групп.

Материально-техническая база

Для занятий необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:

- лабораторное оборудование  и инвентарь для  ухода за растениями;

- методический материал: наглядный, раздаточный, контрольный;

- гербарный материал;

-  компьютер;

- доска;

- ЦОР (видео уроки, фото материалы, информационные материалы из Интернета);

-экран.