«Универсальная лаборатория»

Программа имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей:

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Новизна курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учеников в мир биологии позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

преподаватели

Воронина Анна Андреевна

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам с 15.50 часов до 16.10 часов.

Содержание программы

1. Введение (2 часа)

     Цели и задачи, план работы кружка. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.

     Оборудование биологической лаборатории.  Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.

2. Проектно-исследовательские работы в области биологии (32 часа)

- Выращивание плесени и изучение условий ее существования. Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени.  Способы борьбы с плесенью.

- Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом.

- Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов.

- Сбор образцов  комнатных и культурных растений. Фотографирование и видеосъемка микропрепаратов растений.  Приготовление временных микропрепаратов растений. Основные правила приготовления временных препаратов из растений. Отработка навыков микроскопирования готовых фиксированных микропрепаратов различных тканей растений.

- Выращивание растений на растворах солей.

- Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями.

- Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, спортивный зал).

- Определение крахмала в пищевых продуктах. Анализ подлинности пищевых продуктов.

- Определение органических веществ в продуктах питания. Определение кислотности продуктов питания.

- Занимательные опыты с молоком. Приготовление фитонапитков.

- Создание  модели  клеток крови своими руками

- Промежуточная аттестация: Контрольный тест

Цели программы

- познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

- способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

- познакомить учеников с биологическими специальностями.

- научиться пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

- проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

- развитие навыков работы с микроскопом, биологическими объектами.

- развитие навыков общение и коммуникации.

- развитие творческих способностей ребенка.

- формирование универсальных учебных действий;

- обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;      

- развитие творческих способностей;

- развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

- развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;

Воспитательные:

-развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

-дать возможность обучающимся проявить себя.

- воспитывать интерес к миру живых существ.

- воспитывать ответственное отношение к порученному делу

Результат программы

В результате усвоения программы обучающиеся  научатся:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Материально-техническая база

Учебно - методические средства обучения:

  • специализированная литература по компьютерной грамотности;
  • плакаты, фото и видеоматериалы;
  • тематические презентации.

Материально - техническое обеспечение:

  • кабинет, оснащенный партами, стульями, персональными компьютерами (с доступом в интернет).
  • программное обеспечение: ОС Windows, Paint, MSOffice(Word, PowerPoint), Windows MovieMaker, браузер;
  • принтер и сканер;
  • мультимедийный проектор;
  • доска пластиковая и набор маркеров для письма различных цветов;
  • микроскопы и лупы;
  • реактивы;
  • комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования (предметные и покровные стекла, скальпели, пинцеты и т.д.);
  • наборы готовых микропрепаратов (по курсу ботаники  и анатомии).