"Моя профессиональная карьера. От кадета к курсанту"

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя профессиональная карьера. От кадета к курсанту» – программа социально-гуманитарной направленности.

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей, возможностей и социально - экономической ситуации на рынке труда.

Профориентация влияет на состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, выявление талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Субъективные профессиональные желания молодёжи могут не совпадать с объективными потребностями общества в кадрах, что влечет несбалансированность спроса и предложения на рынке труда, необоснованные рейтинги престижности профессий. Более 65% населения не работают по профессии, а это означает, что они приняли не самое удачное решение о выборе специальности.

В подростковом возрасте интересы изменчивы, а родители теряются в избыточном поле информации. Ребенок быстро теряет интерес к увлечениям, сильно перегружен или большую часть времени проводит в интернете.  Родители обеспокоены, что ребенок не знает, кем хочет стать, когда вырастет. В результате молодежь часто выбирает образовательную траекторию по принципу «куда проще поступить». В итоге они тратят 4-6 лет на специальность, которая им не нравится, возникают проблемы с мотивацией, эффективностью профессиональной деятельности и качеством жизни. Поэтому необходимо проводить систематическую работу, направленную на формирование основ для самопознания личности и целостного представления о мире профессий.

Педагоги

Попова Юлия Юрьевна, педагог-психолог первой квалификационной категории, педагог  дополнительного образования.

Расписание

1 раза в неделю, занятие - 45 минут.

Содержание программы

  1. 1. Профили обучения и готовность к выбору профессии (1 ч).

    Вводный инструктаж по ОТ.

    Понятие профиля обучения. Виды профилей. Формула профессии «Хочу», «Могу», «Надо». Формулирование индивидуальных ожиданий от программы. Постановка целей и задач курса. Тест «Готовность к выбору профессии» и обсуждение его результатов.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тест.

    2.  Информационно-технологический и математический профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к информационно-технологическому и математическому профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к информационно-технологическому и математическому профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    3 Инженерно-технический профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к инженерно-техническому профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к инженерно-техническому профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    4. Финансово-экономический профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к финансово-экономическому профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к финансово-экономическому профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    5. Естественно-научный профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к естественно-научному профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к естественно-научному профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    6. Производственно-технологический профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к производственно-технологическому профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к производственно-технологическому профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    7. Социально-гуманитарный профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к социально-гуманитарному профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к социально-гуманитарному профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    8. Творческий профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к творческому профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к творческому профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    9. Военно-спортивный профиль (4 ч).

    Обсуждение профессий, связанных с этим профилем. Средства труда, способности и умения, школьные предметы. Тест «Склонности к спортивному профилю». Работа с заданиями. Тест «Способности к спортивному профилю». Дискуссия о востребованности профессий профиля. Работа с практическими упражнениями.

    Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, тесты, практические задания, презентация.

    10. Подведение итогов (1 ч).

    Подведение итогов. Обзор возможностей профессионального образования. Составление «формулы профессии». Виды деятельности. Активизирующая беседа, индивидуальные задания, практические задания.

Цели программы

Формирование основ личного и профессионального самоопределения посредством приобретения знаний в области профессий будущего и личностных характеристик.

 

 

Результат программы

Планируемые результаты (в соответствии с психофизическими особенностями детей):

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Знания:

- трендов, прогнозов развития образования и рынка труда;

- особенностей социально-экономического развития своего населенного пункта, муниципалитета, региона, страны;

- востребованных надпрофессиональных навыков.

Умения:

- использовать результаты профориентационного тестирования для выбора траекторий карьерного и личностного развития

Навыки:   

-владеть методиками поиска информации по выбору и корректировки  траекторий карьерного и личностного развития.

Особые условия проведения

Программа разработана для детей 14-16 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. 

Материально-техническая база

1) дидактический материал (наглядный, методическая, специальная литература, набор упражнений, таблиц, схем, тренингов, игр);

2) материально-технические средства (компьютер,  принтер);

3) аудиовизуальные средства.