«Лего-конструирование»

Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и   увлекательное занятие. Оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора LEGO в работе с детьми способствует  совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

    Применение LEGO способствует:

развитию у детей сенсорных представлений;
развитию умения работать по предложенным инструкциям;
развитию умения творчески подходить к решению задач;
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки;
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;
развитию умения излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения.

Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активная включенность ребенка в процесс игры, создает основу формирования учебных навыков.

Учебное занятие состоит из 3-х частей, взаимосвязанных друг с другом:

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность -10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.
Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные  умозаключения на основе проведенного анализа.
Активизация памяти и внимания.
Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
Развитие комбинаторных способностей.
Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.   Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
Стимулирование конструктивного воображения при  создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть -  обыгрывание построек, выставка работ.

      Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным схемам-картам, по изображению, по замыслу. 

Конструктор Лего WeDo позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Конструктор Лего дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

преподаватели

Глотов Владимир Васильевич, учитель информатики

Содержание программы

Тематическое планирование кружка «Лего-конструирование»

для 5 класса


Раздел. Тема
Количество часов
 
 
Теория
Практика
Всего
1
Знакомство с конструктором
1
1
2
2
Конструирование по образцу
1
1
2
3
Знакомство с конструктором ЛЕГО
1
3
4
4
Какой бывает транспорт?
2
6
8
 
ИТОГО 33
5
11
16
 

 
Тематическое планирование
Краткое содержание
Кол-во часов
 Знакомство с конструктором ТИКО - 2 ч 
1

 

 

 

 

 

2

 

 
ТБ. Знакомство с деталями ТИКО. Исследователи цвета, форм (1ч)

 

 

 

 

Конструирование на свободную тему (1ч)

 
Рассматривая детали конструктора, цвет деталей, их формы. Технология скрепления деталей: треугольника, прямоугольника, многоугольника, обосновывая выбор и чередование операций, заменять трудоемкие операции на более простые. Перечислять необходимый инструментарий, выделять пра­вила безопасной работы. Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету. Самостоятельно размещать на рабочем месте материалы для работы.

Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета. Моделировать различное расположение фигур на плоскости.
1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 
 Конструирование по образцу (ТИКО) – 2ч. 
3

 

 

 

4
Объёмные фигуры и их развертки (1ч)

 

 

Сложные фигуры (1ч)

 
Принимать участие в коллективном обсуждении технологии изготовления фигуры. Осознанно выбирать для изготовления детали по форме и цвету

Обнаруживать и устранять ошибки. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу.
1

 

 

 

1
Знакомство с конструктором ЛЕГО – 4 ч.
 
5

 

 

 

6

 

7

 

 

 

8
Путешествие по Лего-стране: исследователи цвета, кирпичиков, формочек (1ч)

Форма и размер деталей (1ч)

Варианты скреплений, виды крепежа. Устойчивость конструкций (1ч)

Конструирование на свободную тему (1ч)

 
Коллективно обсуждать технологию скрепления деталей. Перечислять необходимый инструментарий, выделять правила безопасной работы.

Осознанно выбирать для изготовления фигуры детали по форме и цвету.

Читать графическую инструкционную карту, проверять соответствие размера, форм и цвета.

 

 

Моделировать различные фигуры. Анализировать свои действия и управлять ими.
1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1
 Какой бывает транспорт? – 8ч. 
9

10

 

11

 

12

13

 

14

15

 
Знакомство с видами транспорта (1ч)

Легковой транспорт (1ч)

Грузовой транспорт (1ч)

Специальный транспорт (1ч)

Городской транспорт (1ч)

Воздушный транспорт.

 Проект «Транспорт» (2ч).
Классифицировать транспорт по видам.

Приводить примеры транспорта разных видов.

Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей.  Анализировать рисунок-схему.

Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно. Осознанно выбирать для изготовления транспорта детали по форме и цвету.

Определять функции использования и применения разных машин в жизни людей.

 Анализировать рисунок-схему.

Моделировать разные виды транспорта по образцу и самостоятельно.

Планировать и обсуждать выбор действий при изготовлении машин. Анализировать свои действия и управлять ими.

Работать в паре. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Обнаруживать и устранять ошибки при моделировании.
1

1

 

1

1

 

1

 

1

2

 
ВСЕГО 16 часов
 

Цели программы

Цель данного курса — обеспечить дополнительную возможность развития детей 6-12 лет, их самовыражение в техническом творчестве.

Результат программы

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

конструктор «LEGO Mindstorms education» (базовый набор);
ресурсный набор "LEGO Mindstorms education";
компьютер, диски по темам, интернет;
наглядные пособия по темам;
образцы моделей техники.