Основы военно-морской подготовки

     Моряк - профессия особая. Она выставляет исключительные требования к челoвeкy. Отвaгa, стойкость, мужество, чувство ответственности, надёжнocть, глубокие и разносторонние знания, коллективизм делают профессию моряка исключительно ценной в качестве инcтpумента воспитания подpастающeгo поколения. 

     Программа направлена на систематическую и целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга, на достижение спортивных результатов сообразно способностям учащихся, посредством привлечение их к занятиям физкультурой и спортом, и профориентацию учащихся.
     Занятия по программе способствуют воспитанию юных моряков, разделяющих и принимающих традиции, ценности «северного морского духа» и Русского Севера, свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои личностные качества в любых жизненных ситуациях и при необходимости защитить наше Отечество.
     Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональное самоопределение детей, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры и организацию их содержательного досуга.

преподаватели

Щербина Сергей Иванович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1. Знакомство с программой. Инструктажи (Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж по правилам безопасного участия в дорожном движении с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма. Целевой инструктаж).

2. Основы военно-морской службы (Воинская дисциплина. Особенности службы на военно-морском флоте. Андреевский флаг. Корабельный Устав. Общевоинские Уставы. Устав внутренней службы. Устав гарнизонной и караульной служб).

3. Морское дело (Флажный семафор. Такелажное дело. Морские узлы. Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6. Спасательный конец Александрова. Спасение человека за бортом).

4. Парусный спорт (Знакомство с парусным спортом. Краткие сведения о развитии парусного спорта. Знакомство с устройством и вооружением яхт и швертботов типа «Оптимист»).

5. Сдача контрольных нормативов.

Цели программы

Формирование и развитие у учащихся патриотического сознания посредством изучения основ военно-морского дела, сохранения и приумножения культурного наследия русского северного народа, возрождения поморских традиционных нравственных ценностей.

Результат программы

1 год обучения
Должны знать:
• основные требования Корабельного Устава и Общевоинских Уставов;
• основы военно-морской службы;
• задачи решаемые военно-морским флотом;
• основные определения Строевого Устава;
• морское дело;
• такелажное дело;
• основы парусного спорта;
Должны уметь:
• выполнять начальные строевые приемы (строевая стойка; воинское приветствие);
• выполнять команды (становись; равняйсь; смирно; вольно; заправиться);
• индивидуальное движение строевым и походным шагом.

2 год обучения
Должны знать:
• порядок организации вахтенной службы на НК (надводных кораблях) и ПЛ (подводных лодках);
• состав военно-морского флота РФ;
• флажный семафор, основные позиции постановки флажков, визуальную связь в пределах прямой видимости;
• технику вязания самых простых морских узлов;
• историю образования Школы юнгов ВМФ на архипелаге Соловецких островов.
Должны уметь:
• выполнять строевые приемы на месте, походный шаг, строевой шаг, строиться в одну шеренгу и перестраиваться в две и обратно;
• выполнять воинское приветствие в движении;
• подготовку спасательного конца Александрова к подаче утопающему;
• вязать основные простые узлы, работать с бегучим такилажем.

3 год обучения
Должны знать:
• Корабельный Устав, боевой номер, значения частей боевого номера по делению экипажа и корабельного расписания;
• корабельные и воинские звания, знаки различия до мичманов и прапорщиков;
• служебные сигналы используемые при установке визуальной связи между кораблями, основные пять групп парных букв русского алфавита, коды букв используемых в флажном семафоре.
Должны уметь:
• выполнять строевые приемы в составе воинского подразделения – отделения, экипажа;
• осуществлять подачу спасательного конца Александрова утопающему, койлать конец после использования для длительного хранения;
• знать назначение на флоте десяти основных морских узлов и уметь их вязать;
• уметь писать текстовое сообщение используя сигнальные флажки;
• розу ветров, название курсов относительно направления ветра.

4 год обучения
Должны знать:
• деление экипажа по боевым частям и службам, задачи решаемые ими;
• корабельные и воинские звания, знаки различия до старших офицеров;
• коды букв в флажном семафоре, порядок ведения визуальной связи;
• порядок подготовки к подаче бросательного швартовного конца;
• команды подаваемые при управлении спасательной шлюпкой.
Должны уметь:
• выполнять торжественный марш, заступать в почетные караулы;
• корабельные и воинские звания, знаки различия до высших офицеров;
• знать назначение на флоте пятнадцати морских узлов и уметь их вязать;
• уметь читать текстовое сообщение используя сигнальные флажки;
• подавать бросательный швартовный конец (выброску);
• готовить к спуску на воду швертбот класса «Оптимист».

5 год обучения
Должны знать:
• назначение боевых частей и служб на корабле и решаемые ими боевые задачи по корабельным тревогам, виды корабельных тревог, БП (боевые посты) на НК;
• Андреевский флаг – Боевое знамя корабля, морские традиции;
• корабельные и воинские звания, знаки различия до маршала РФ;
• сигналопроизводство на флоте, Международный свод сигналов;
• устройство спасательной шлюпки «ЯЛ-6».
Должны уметь:
• выполнять строевые приемы в составе знаменной группы;
• выполнять обязанности гребцов на спасательной шлюпке, снимать шлюпку с мели, выполнять разворот на месте;
• знать назначение на флоте двадцати основных морских узлов и уметь их вязать;
• вести скоростную передачу текста, используя флажный семафор;
• выполнять повороты оверштаг и форденинд.

6 год обучения
Должны знать:
• несение боевых вахт на НК и корабельные склянки;
• классификацию надводных кораблей, корабли 1 и 2 ранга;
• функциональные возможности военной полиции;
• правила соревнований в парусном спорте;
• Международные правила предупреждения столкновения судов в море.
Должны уметь:
• ходить торжественным маршем в составе парадной коробки;
• двигаться галсами против ветра;
• возвращать в рабочее положение яхту после оверкиль;
• выполнять швартовку на укол с отдачей якоря;
• участвовать в соревнованиях по парусным гонкам;
• нести вахтенно-караульную службу;
• выполнять подъем и спуск Андреевского флага и гюйса.

Особые условия проведения

Обучение по программе проходит только для обучающихся школы Соловецких Юнг.

Материально-техническая база

Для проведения занятий теоретической подготовки учебным группам предоставляется кабинет морской практики, актовый зал, малый и большой спортивные залы, кабинет - «рубка» или классные кабинеты в МБОУ «Архангельская средняя школа Соловецких юнг». Группы обеспечены учебными и наглядными пособиями, плакатами, мультимедийным оборудованием, прикладными морскими приборами, техническими средствами, морским специальным оборудованием и расходными материалами в достаточном ассортименте.