«Вектор перемен»

Программа является общеразвивающей и направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, в организации их свободного времени.

Предлагаемая программа предназначена для проведения занятий по математике в системе дополнительного образования с учащимися 11-17 лет, проявляющими интерес к этой дисциплине. Программа имеет естественнонаучную направленность, так как ориентирована на углубление знаний обучающихся, получаемых при изучении основного курса математики, и приобретение умений решать трудные и разнообразные задачи, искать закономерности.

преподаватели

Теодореску Елена Васильевна, педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория

Педагогический стаж - 30 лет

Содержание программы

1 год обучения: 

История развития математики.

Логические задачи.

Дележи при затруднительных обстоятельствах.

Математические игры.

Математика и филология.

Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Занимательные задачи.

Геометрические задачи. 

 

2 год обучения:

Элементы теории вероятностей.

Графы и множества.

Занимательные задачи.

Основные задачи на движение.

Подготовка и участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Геометрические задачи

 

3 год обучения:

Знакомство с некоторыми методами решения задач.

Проценты и жизнь.

Мир задач.

Геометрические преобразования.

Пересечение и объединение.

Алгебраические задачи.

Круги Эйлера.

Заглядывая в будущее.

 

4 год обучения:

Комбинаторика

Принцип Дирихле

Инварианты

Выделение части объекта

Логические задачи

Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля

Решение задач на проценты

Вокруг часов

Математические знания в современном мире

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними

Симметрия и повороты

Решение олимпиадных задач

Цели программы

Развитие у обучающихся 11-17 лет интереса к математике, их творческих способностей, любознательности и смекалки на основе решения творческих математических задач.

Результат программы

 Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) формирование способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений;

6) умение контролировать процесс и результат учебной ма­тематической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование,

психолого-диагностические методики.

     Метапредметными результатами изучения курса являются:

       регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

       познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

4) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетент­ности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

       коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Материально-техническая база

Учебный класс с естественным и искусственным освещением, стол и стул для педагога, 6 столов и 12 стульев для обучающихся, доска, маркеры, чертёжные инструменты, наглядные пособия (таблицы, геометрические фигуры), компьютер, проектор.