"Мотодело" продвинутый уровень

Мотоцикл – это технически сложное транспортное средство, для освоения которого требуются знания, умения и время. В нашей стране, количество приверженцев мотоциклетной техники остается на высоком уровне, особенно среди подростков. При этом, мотоцикл – это один из самых травмоопасных видов транспорта. Многие трагедии с подростками на дороге начинаются с обращения к своему сверстнику - «Дай прокатиться…». Движение на мотоцикле осуществляется по дорогам общего пользования наравне с автомобилями. Опыт вождения и эксплуатации мототранспорта способен оказать положительное влияние на формирование водительского опыта, который впоследствии будет востребован при получении удостоверения на управление автомобилем.

Актуальность программы «Мотодело» определяется запросом со стороны подростков и их родителей на программы технической направленности. Изучение современной мотоциклетной техники, понимание физических и химических процессов при работе двигателя, овладение слесарным инструментом при техническом обслуживании, ремонте, подготовке мотоцикла к занятиям способствует повышению общего образовательного уровня ребенка. Наряду с этим, увеличение количества транспорта и общей интенсивности движения на дорогах в последнее время, выдвигает на первый план важную проблему безопасности дорожного движения. Поэтому, привлечение к организованным занятиям по освоению мотоциклетной техники является актуальной, социально значимой задачей, стоящей перед учреждениями дополнительного образования.

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Мотодело» реализуется в рамках технической направленности. Программа является вводным курсом перед освоением обучающимися рабочей программы профессионального обучения водителей транспортных средств категории «А1».

Многие знания, умения и навыки, приобретаемые при освоении программы носят жизненно-важный характер и могут впоследствии применяться и использоваться в учебной, трудовой, бытовой деятельности. С учетом спектра знаний, получаемых учащимися объединения, и практических навыков работы с техникой данная программа по целевому назначению является многопрофильной, с основами профессиональной ориентации. В обеспечении реализации программы в силу ее специфики, комплексности, повышенной сложности теоретической части занятий, а также особенности процесса обучения вождению мотоцикла лежит принцип личностно-ориентированного, дифференцированного подхода к процессу обучения.

Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации у подростков прививаются навыки технической деятельности, формируются нравственные, волевые качества, осуществляется организация свободного времени подростков и профессиональная ориентация.

Новизна программы заключается в формировании у обучающихся совокупности социальных, правовых и профессиональных компетенций, необходимых водителю механического транспортного средства, формирование знаний и умений, навыков по направлению устройство и эксплуатация мотоцикла, развитие мотивируемой потребности в получении начального и среднего профессионального образования.

преподаватели

Пшенко Алексей Генрихович

Содержание программы

Раздел 1 «Основы Правил дорожного движения»

 

Тема 1 «Остановка и стоянка транспортных средств»

Тема 2 «Обгон, опережение, встречный разъезд»

Тема 3 «Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов»

Тема 4 «Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов»

Тема 5 «Буксировка транспортных средств, перевозка людей и грузов»

Тема 6 «Скорость движения»

Тема 7 «Требования к оборудованию и техническому состоянию транспортных средств»

 

Раздел 2 «Общее устройство, эксплуатация, техническое обслуживание мотоцикла»

Тема 1 «Общее устройство трансмиссии»

 

Тема 2 «Назначение и состав ходовой части»

 

Тема 3 «Тормозная система мотоцикла»

Тема 4 «Эксплуатация и техническое обслуживание мотоцикла»

 

Раздел 3 «Оказание первой доврачебной помощи в дорожных условиях»

Тема 1 «Оказание первой помощи при ожогах»

Тема 2 «Принципы придания правильного положения телу пострадавшего. Контроль состояния»

Раздел 4 «основы управления мотоциклом»

Тема 1 «Приемы управления мотоциклом»

Тема 2 «Выбор правильного положения транспортного средства на полосе движения. Маневрирование»

Тема 3 «Управление мотоциклом в сложных дорожных условиях»

Раздел 5 «Практическое вождение мотоцикла»

Тема 1 «Посадка, действия органами управления»

Тема 2 «Пуск двигателя, начало движения, остановка, выключение двигателя»

Тема 3 «Начало движения, движение по маршруту, остановка в заданном месте»

Тема 4 «Повороты в движении, разворот, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке»

Тема 5 «Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование»

 

Цели программы

Формирование базовых знаний и умений в сфере эксплуатации и управления мотоциклом.

Результат программы

 В результате усвоения программы, учащиеся имеют четкие представления об устройстве и физических принципах работы двигателя внутреннего сгорания, о различных агрегатах и механизмах мотоцикла; знания истории развития мотоцикла; навыки эксплуатации, технического обслуживания и ремонта мотоцикла; умения пользоваться слесарным инструментом согласно правилам безопасного выполнения слесарных работ; знания Правил дорожного движения и устойчивые навыки применения их в повседневной жизни; навыки вождения скутера и мотоцикла; понятия о комплексе мер по организации безопасности движения, знания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП.

Изучение данного курса по дополнительному образованию предполагает повышение интереса к современной мотоциклетной технике, развитие познавательного интереса к техническому, конструкторскому творчеству, формирование опыта и навыков самостоятельной работы с мотоциклетной техникой, индивидуальную профессиональную ориентацию детей и молодежи на специальности технического профиля.

Особые условия проведения

Теоретическая часть программы реализуется в форме занятий в кабинете. Информационными ресурсами выступает литература по тематике мотоциклетной техники; Интернет-сайты, учебные фильмы. В кабинете организовано представление тематических схем, карт, плакатов. Широко применяются технические средства представления информации: ноутбук, мультимедийный проектор. Выход в Интернет.

Практические занятия проводятся в кабинете, гараже, учебной площадке.

Гигиенические требования:

-        непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-        использование разных форм работы;

-        контроль за положительной атмосферой на занятиях.

Материально-техническое обеспечение:

-        кабинет, организованный в соответствии с САНПиН;

-        учебные столы, стулья, учебная доска, шкафы, мультимедиа.

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования Пшенко Алексей Генрихович первой квалификационной категории 1 раз в 3 года проходит курсовые мероприятия по профилю деятельности. Профессиональные компетенции педагога соответствуют профессиональному стандарту «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых».

Педагогом предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут для работы с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.

 

Материально-техническая база

Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплекс (УМК). УМК включает: лекционные разработки, задания для практических работ, презентации, учебные фильмы, фонд оценочных средств.

Средства обучения включают учебно-справочную литературу (рекомендованные учебники и учебные пособия), учебные печатные, видео-материалы, интернет-ресурсы. Комплекты тестов для текущего, промежуточного и итогового контроля. Индивидуальные практические задания.

Современные образовательные технологии предусматривают использование компьютера, аудио и DVD-аппаратуры. Организация теоретических занятий предполагает мультимедийный формат лекций с использованием пакета MicrosoftPowerpoint 2007 и выше.

Перечень информационных технологий (перечень программного обеспечения): пакет программ MicrosoftOffice 2007/ 2010/2013, Windows 7/8/10.

При реализации программы используются:

1. Технические средства представления информации: ноутбук, мультимедийный проектор, магнитная доска-экран.

2. Асфальтированная учебная площадка, закрытая для движения транспорта и пешеходов. Конусы дорожные. Дорожная разметка.

3. Мотоцикл: модель ММВЗ-3.11215 «Пионер», 125см3;

4. Защитное снаряжение: шлем мотоциклетный, перчатки мотоциклетные, наколенники, налокотники.

5. Аптечка первой помощи.

6. Мастерская - гараж.

7. Слесарное оборудование и инструмент:

-       верстак;

-       слесарные тиски;

-       набор гаечных ключей;

-       набор отверток;

-       угловая шлиф машинка;

-       круг отрезной, шлифовальный;

-       электродрель;

-       набор сверел;

-       удлинитель электрический;

-       молоток;

-       ножовка по металлу;

-       ножовочные полотна;

-       набор напильников;

-       пассатижи.

8. Топливно-смазочные материалы:

-       бензин АИ-92;

-       масло моторное 2Т;

-       масло в картер двигателя (коробку);

-       консистентная смазка «Литол».