КАП "Менестрель", модуль "Практический"

 Музыка выполняет свою воспитательную, познавательную и преобразующую роль, она способна оказывать на человека эстетическое влияние. Авторская песня рассматривается не только как средство для выступления на сцене, но и как выражение направленности личности, её ценностной ориентации. Приоритетным направлением ставится формирование нравственных качеств детей и подростков. Основное предназначение занятий в Клубе авторской песни "Менестрель" – увлечь детей музыкой (авторской песней, народной песней, романсом, рок, фолк, классической, джазовой), привить  любовь к ней,  научить  ценить ее  красоту. 

Программа направлена на обучение игры на различных инструментах, сольному, ансамблевому и хоровому пению, подыгрывая себе на инструментах, на  изучение движения - авторская песня и других направлений в музыке, биографических сведений отдельных авторов-бардов,  изучение  нотной грамоты, обучение законам композиции, гармонизации, стихосложения.

 При организации учебного процесса предусмотрено обязательное участие учащихся клуба в концертах, акциях, в творческих встречах, арт-лабораториях,  конкурсах, фестивалях, спектаклях, походах.

преподаватели

Михайлова Светлана Гордеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогическое, музыкальное.

Содержание программы

 

Разделы программы одинаковые для каждого года обучения. На каждом году обучения происходит усложнение материала, добавляются новые знания и умения, :

1. Игра на инструменте – гитара;

Теория:

- посадка, положение корпуса, постановка рук, обозначения правой и левой рук. Настройка гитары тюнером и без него, небольшой ремонт гитар, натягивание струн;

- изучение приемов  звукоизвлечения, аккордов, видов аккоманемента; 

- запись партий.

Практика:

- настройка гитары, с тюнером и без, небольшой ремонт гитар, натягивание струн;

-  изучение приемов звукоизвлечения, аккордов, видов аккоманемента;

- работа над песнями  из репертуара, соединение вокала и исполнения на инструментах, выработка навыков исполнительского мастерства.

 

2. Игра на дополнительных инструментах: укулеле, флейта, фортепиано, синтезатор, ударные;

Теория:

-  положение корпуса,  посадка за фортепиано, положение рук, посадка за укулеле, расположение рук на флейте - правила игры;

- запись аккордов к песням из репертуара  на укулеле;

- запись по нотам на нотоносце по правилам теории музыки - на флейте и фортепиано к произведениям из репертуара.

Практика:

- обучение игры на ударных - маракасы, бубен.

- работа над постановкой рук  на всех инструментах, гаммы на всех инструментах, до 2-х знаков, упражнения, этюды  для развития беглости пальцев, сольные, басовые партии к песням;

 

- отработка ритма и темпа на ударных инструментах.

3. Вокал – академическое пение.

Теория:

- изучение  основ академического пения;

Практика: 

- работа над песнями  из репертуара.  Отработка эмоциональности и выразительности исполнения, созданием образа;

- соединение вокала с инструментальным исполнением в ансамбле, хоре;

- подготовка концертных номеров к фестивалям, конкурсам, творческим встречам, спектаклю, музыкально-литературным композициям.

Цели программы

Формирование общей и музыкальной культуры у учащихся через изучение движения - авторская песня и других направлений музыки, обучение игре на инструментах, основам вокала, изучение нотной грамоты, законов композиции и стихосложения. 

Результат программы

Учащиеся будут знать:

1 год обучения

- сольные,  басовые партии на гитаре,соло на  укулеле, флейте, фортепиано к некоторым песням, классические  произведения;

- аккорды к песням по программе 1 года обучения;-по записи и наизусть;

- виды аккомпанемента - бой, несложные арпеджио на 3 и 4 струнах , арпеджиато;

- тексты песен, стихов в музыкально-литературных композициях, роли героев в спектаклях ко дню рождения клуба;

- приемы звукоизвлечения- «апояндо», «тирандо», штрихи – «легато», «нон легато», приемы игры – «глиссандо», «вибрато»;

- правила посадки за инструментом, положение рук, корпуса, обозначения рук;

- об устройстве инструментов;

- музыкальные термины.

 

2 год обучения

-  аккорды по таблице №1 и №2;  аккорды в Баррэ;

- виды аккомпанемента «бой»-несколько видов, «арпеджио» - несколько видов,, «бас-аккорд» к песням;

- приемы звукоизвлечения на гитаре – «апояндо, тирандо»;

- штрихи «легато», «нон легато», «стаккато»;

- приемы игры «вибрато», «глиссандо», «флажолеты»;

  - правила транспозиции, модуляции, аранжировки, гармонизации произведений;

- наизусть тексты до 15 песен и несколько классических произведений;

- основы  вокального искусства: чистоты интонации, четкой дикции, дыхании на опоре, округлом звуке, атаке звука;

-тексты песен, стихов в музыкально-литературных композициях, роли героев в спектаклях ко дню рождения клуба;

- правила посадки за инструментом, положение рук, корпуса., обозначения рук;

-об устройстве инструментов;

- музыкальные термины.

3 год обучения

- как находить на грифе гитары, укулеле, фортепиано сложные  аккорды - септаккорды, нонаккорды,  по таблице №1 и №2;, джазовые аккорды, в Баррэ;

- виды аккомпанемента  «бой» (несколько видов), «арпеджио» (несколько видов), «арпеджиато», «бас-аккорд», испанский бой «расгеадо»;применять на практике;

- понятия приемов звукоизвлечения «апояндо», «тирандо», штрихов – «легато», «нон легато», «стаккато», приемов игры – «глиссандо», «вибрато», «флажолет», «тремоло», мелизмы – «трель», «мордент», «группетто»; «форшлаги»;

 - знать основы музыкальной грамоты по программе  всех годов   обучения;

- знать правила  вокального искусства,: чистоты интонации, четкой дикции, дыхании на опоре, округлом звуке, атаке звука;

- тексты песен, стихов в музыкально-литературных композициях, роли героев в спектаклях ко дню рождения клуба;

- правила гармонизации, транспозиции, модуляции, аранжировки;

- правила посадки за инструментом, положение рук, корпуса, обозначения рук;

- об устройстве инструментов;

- музыкальные термины.

Учащиеся будут уметь:

1 год обучения

- исполнять на гитаре  от 5 до 10  песен  в тональностях до 2-х знаков при ключе  и от 2 до 4   классических произведений;

- уметь читать с листа;

- петь округлым звуком, с четкой дикцией, с дыханием на опоре в ансамбле,  хоре в унисон, подыгрывая себе на инструментах;

- при игре на инструментах (гитаре, укулеле, флейте, фортепиано, ударные) уметь правильно сидеть, ставить пальцы, извлекать красивый  звук;

- сочинить мелодию к стихам;

- настраивать гитару , укулеле с тюнером и без него;

- уметь делать небольшой ремонт гитары, укулеле.

2 год обучения

- исполнять 10 до 15 песен в тональностях до 4-х знаков при ключе и от 4 до 6 классических произведений;

- петь сольно, в  ансамбле, хоре в 2-3 голоса, подыгрывая себе на инструментах;

- при игре на инструментах (гитаре, электрогитаре-бас, соло, ритм,  укулеле, флейте, фортепиано, синтезаторе, ударных)  правильно сидеть, ставить пальцы, извлекать  красивый звук;

- сочинить свою песню на готовые стихи;

- уметь выразительно и эмоционально, обдуманно исполнять классические произведения , песни, музыкально-литературные композиции;

- меть настраивать инструменты с тюнером и без него;

- уметь ремонтировать инструменты.

3 год обучения

- исполнять от 15 до 30 песен в тональностях от 4 -6 ти знаков при ключе  и от 6 до 8   классических произведений на концертах, в конкурсах, фестивалях , на творческих вечерах;

-читать с листа;

- транспонировать песни с помощью каподастра и без;

- меть  аранжировать песни, сочинить свою песню на готовые стихи;

- Уметь составлять сценарии музыкально-литературных композиций  и спектаклей

- петь сольно, в дуэте, трио, ансамбле, хоре в 2-3 -4 голоса, подыгрывая себе на выбранных инструментах;

 

Особые условия проведения

По модулю могут обучаться дети в разновозрастных группах в возрасте от 9 до 18 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Группы формируются по возрастам: 9-11 лет (учащиеся начальной школы), 12-15 лет (учащиеся средней школы), 16-18 лет (учащиеся старшей школы) впервые пришедшие на занятия. В модуле запланированы общие репетиции и мероприятия, куда задействованы все группы.

Материально-техническая база

1.                  Учебный кабинет, соответствующий  СанПиН 1.2.3685-21 не менее 30 кв.м.

2.                  Материально-технические условия.

- Мебель: столы и стулья не менее чем на 15 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, шкаф-купе для хранения инструментов, литературы, книг, дисков, аппаратуры (комбоусилитель, шнуры, колонки, микрофоны);

- Музыкальные инструменты: акустические гитары - 15, фортепиано - 2, синтезатор - 1,  электрические гитары - 2, укулеле - 2, флейты - 7, балалайка - 1, мандолина - 1, домра - 1, ударные инструменты (бубен, маракасы, джембе, барабан, ксилофон, кастаньеты);

- Дидактические материалы:

схемы аккордов,

таблицы  устройства гитары,

наглядное пособие  по посадке за инструментом,

памятка «Правила техники безопасности при игре на гитаре»,

памятки «Правила техники безопасности в походе, поездке»,

анкета «Знакомство», «Уважаемые родители»,

схемы по темам «Нотная грамота»и- ноты на грифе и нотном стане, по длительностям и др,

 наглядные пособия – журналы по  музыкальной литературе,

фотостенды клуба Менестрель, дипломы, грамоты достижений, стенд афиш и автографов клубу, фотоальбомы с 1995 г по 2021,

разработки сценариев праздников, игровых мероприятий, КНВ, Брейн-рингов,  игр, квест-викторин: «Эрудит-лото, Продолжи песню, Угадай мелодию, Угадай автора», «Детективное агентство» по авторам-бардам Визбор, Якушева, Высоцкий, Городницкий, Окуджава, Никитин, Митяев и другие  для всех годов обучения,

сборники песен для учащихся 1-3 годов обучения,

сборник песен  и стихов клуба «Менестрель»,

видеозаписи выступлений: солистов, хора, ансамблей, дуэтов клуба «Менестрель», чтецов,  видеозаписи музыкальных спектаклей, музыкально-литературных композиций, размещенных В контакте  -v.com. Svetlana  Michailova i\d 102407372,

«книги-гармошки» - сведения на каждого автора с биографическими данными,

перечень сайтов с текстами и аккордами песен www.bards.ru, www.chordsvalut.comwww.amdm.ru,

- Оборудование:

видеокамера,

ноутбук,

усилитель звука-комбоусилитель,

шнуры для гитар,

микрофоны,

 колонки.