«Хоровой кружок»

Именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков - это одновременно воспитание чувств и эмоций. Через хоровое пение дети приобщаются к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста,  принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

Педагоги

Асташова Наталья Александровна

Содержание программы

Вокально-хоровая работа:

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков. Распевание. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего. Сценическая культура и сценический образ. Основы нотной грамоты. Движения  вокалистов под музыку. Вокально-хоровая работа. 

 Движения  вокалистов под музыку

Движения вокалистов на сцене.  Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.  

Репертуар. 

Формирование репертуара – важнейшая сторона деятельности педагога, обучающего детей  пению. Через умело составленный репертуар детское хоровое исполнение может приобрести индивидуальный характер, свою особенную манеру. Основа любого репертуара должна состоять из произведений детского музыкального фольклора, так как эти произведения хорошо знакомы детям; легко воспринимаются типы интонирования; структура мелодики детских песен лучше всего развивает в естественной детской позиции детский голос, укрепляет его, подготавливает к исполнению более сложных произведений. Необходимо включать в репертуар песни русских и современных композиторов. Некоторые песни должны исполняться а капелла. Песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Пение произведений.

Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.

Пение учебно-тренировочного материала.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости и ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.

Цели программы

Приобщить детей к вокально-хоровому творчеству, научить пению и развивать певческие способности.

Результат программы

Личностные результаты:

·       Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;

·       Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

·       Умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, района и др.;

·       Уважительное отношение к культуре других народов;

·       Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·       Развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

·       Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;

·       Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·       Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества.

 Метапредметные результаты:

·       Владение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

·       Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

·       Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

·       Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

·       Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

·       Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

·       Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

·       Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; 

 Предметные результаты:

·       Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

·       Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

·       Формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;

·       Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

·       Умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

·       Уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;

·       Владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;

·       Владеть навыком кантиленного пения, использовать приемы пения на стаккато и нон легато, сочетать эти приемы;

·       Слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;

·       Петь чисто и слаженно в унисон в диапазоне до 1 – ре 2;

 

Материально-техническая база

музыкально-дидактические игры;
комплексы дыхательной  гимнастики;
комплексы артикуляционной гимнастики;
программы, сценарии концертов;
СD -  диски с записями классической музыки и песен;
электронные аудиозаписи и медиа – продукты;