Художственное краеведение

По своей сути краеведение способствует выработке активной жизненной позиции воспитанников, ставит перед ними увлекательные исследовательские задачи, приобщает к технике творческого  поиска, к работе с различными источниками.  

Художественное  краеведение предполагает изучение культуры родного края и теснейшим образом переплетается с курсом истории, изобразительного искусства, географии, биологии, технологии, литературы, музыки.  Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний по искусству, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно: позволит учащимся свободно ориентироваться в родном городе, а также поможет учащимся в выборе профессиональной ориентации.

Программа  курса основана на материале Архангельской области.  Программа предполагает проведение большой работы по развитию навыков коллективного творчества детей, сотрудничества учащихся, способствующего развитию творческой  и познавательной активности каждого.

Каждое занятие должно быть ориентировано на воспитание в ребенке цельного, положительного мировосприятия, умения анализировать, творчески, необычно подходить к решению той или иной проблемы, достойно преодолевать трудности, избегая необдуманных действий.

Именно собственные краеведческие знания и впечатления учителя, отношение его к своему труду, к окружающему миру, в глубокой степени пронизывают содержание курса, что особенно помогает ребенку цельно взглянуть на мир.

преподаватели

Османова Ирина Александровна

Содержание программы

Вводное занятие – «Художественное краеведение»  - 1 ч.

География родного края. Символы. - 2 ч.

Природа родного края. - 2 ч.

Растительный мир – флора местности. - 2 ч.

Животный мир – фауна области.  - 2 ч.

Водоёмы родной земли. - 2 ч.

«Дикая природа» - творческий проект. - 2 ч.

Человек и природа. - 2 ч.

Архитектура родного города. - 2 ч.

Достопримечательности города. Памятные места… - 2 ч.

Моя улица. Мой дом. -  2 ч.

Народное творчество родного края. -  2 ч.

Народный костюм. - 2 ч.

Народные красочные праздники. - 2 ч.

Люди – гордость и богатство края! -  2 ч.

Мы – жители архангельской земли. -  2 ч.

Представляем свой край. - 2 ч.

Итоговое занятие – «Нет места роднее нигде для меня…» - 1 ч.

Всего 34 часа.

Цели программы

Цель программы  - формирование интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению деятельности; знакомство с истоками и развитием культуры русского Севера, с ролью людей – участников этого развития.

Результат программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; сформированность навыков: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса: знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Швейное оборудование

Инструменты и приспособления: ножницы, наперстки, сантиметровые ленты, швейные иглы, карандаши, пяльцы, ткань, швейные нитки, клей, бумага, картон, краски

Природные материалы, гипс, салфетки, жгут