Шахматы 5-9 классы

В процессе обучения необходимо решить задачи: формирования ответственного
отношения к процессу обучения у детей; развития речи; развития умения
взаимодействовать и общаться; формирования способности работать в коллективе. Также
необходимо обеспечить развитие памяти, внимательности, воображения учащихся;
необходимой мотивации и упорства при решении образовательных задач. Обучение по
предмету сводится к изучению шахмат как игре, умению ходить фигурами,
формированию понимания цели шахматной партии. На втором и третьем уровнях
обучения важно освоить теоретическую составляющую и нотацию игры, развить технику
игры фигурами, разобраться с разными вариантами взаимодействия фигур друг с другом.
Программа «Шахматы» выделяется использованием наглядно-графических и
компьютерных способов визуализации программного материала, а также использованием
компьютерных обучающих программ. Новизна дополнительной общеобразовательной
программы «Шахматы» заключается в стимулирующем подходе к обучению,
использующему информационно-компьютерные технологии как средство к повышению
мотивации обучающихся.

Педагоги

Мишуков Владимир Сергеевич

Содержание программы

Тематическое планирование 5-9 классы (34 часа)

№ Тема занятий:

1. Двойной удар пешкой, слоном и ладьей 1
2. Двойной удар ферзём 1
3. Двойной удар конем - вилка 1
4. Сквозной удар – шампур 1
5. Связка 1
6. Защита от связки 1
7. Мат по «линеечке» 1
8. Мат королём и ладьёй 1
9. Голый король 1
10. Взлом обороны 1
11. Два могучих слона 1
12. Завлечение 1
13. Отвлечение 1
14. Перегрузка 1
15. Дебют – слабый пункт F7 (f2) 1
16. Дебют – перевес в развитии 1
17. Повторение пройденного материала 1
18. Вскрытое нападение 1
19. Промежуточный ход 1
20. Уничтожение защиты. Перекрытие 1
21. Проходные пешки 1
22. Прорыв 1
23. Проведение пешки в ферзи 1
24. Правило квадрата. Отталкивание плечом 1
25. Реализация лишней пешки. Отдаленная проходная. Активный король 1

26. Переход в пешечный эндшпиль 1
27. Комбинация на вечный шах 1
28. Патовые комбинации 1
29. Западня 1
30. Западня для ферзя 1
31. Западня для короля 1
32. Королевский гамбит 1
33. Центральный и Северный гамбиты 1
34. Повторение пройденного материала 1

Всего в год 34 час.

Цели программы

Цель программы – формирование навыков гибкости мышления, коллективного
взаимодействия обучающихся, развитие интеллектуальных способностей посредством
игры в шахматы

Результат программы

Ожидаемые результаты:
знать - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;правила хода и
взятия каждой фигуры. обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур, принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля.
уметь - ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно
помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед
игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить
мат; решать элементарные задачи на мат в один ход, записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей; проводить элементарные комбинации, оценочный уровень 4 разряд, грамотно
располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания, оценочный уровень 3
разряд.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Кабинет, шахматные доски, ноутбук, учебная литература

Стоимость

бесплатно