Правила дорожного движения

В настоящее время на дорогах РФ происходят дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних участников дорожного движения. Дети являются самыми незащищенными участниками дорожного движения, выступая в качестве пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств (велосипед, мопед, легкий мотоцикл), однако у большинства из них отсутствуют навыки безопасного поведения в дорожно-транспортной среде и предвидение скрытой опасности. Поэтому во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.

         Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

         Данная Программа разработана с учетом возможности использования ее в комплексе с различными социальными институтами, которые осуществляют организованную и целенаправленную работу с учащимися при изучении вопросов ПДД, и подготовку подрастающего поколения  к самостоятельной жизни в современном социуме. Забота о жизни и здоровье детей – основополагающая задача, не только одной образовательной организации, но и всех заинтересованных учреждений и ведомств (сотрудничество с Госавтоинспекции г. Северодвинска, отделом полиции на ОВ и РО Архангельской области (дислокация Северодвинска) ОМВД России по ЗАТО Мирный, методис­тами автошкол).

Педагоги

Классные руководители 1 - 11 классов

Содержание программы

 Знакомство учащихся с улицами города, села. Безопасный путь в общеобразовательное учреждение и домой. Элементы улиц и дорог.

Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД (Приложение № 1).

Светофор, виды светофоров и его сигналы. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход» и «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велопешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка», «Жилая зона», «Пешеходная зона», «Место остановки (автобуса, троллейбуса, трамвая)»).

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Перекресток и его виды,  правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте, Применение специальных сигналов, Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки, назначение и пользование внешних световых приборов и звуковых сигналов, Опасности зимней дороги для пешеходов, «мертвые зоны дороги», Опасности зимней дороги.  Светоотражающие элементы.

 «Обязанности пешеходов», «Обязанности пассажиров», «Обязанности водителей», «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов», «Применение специальных сигналов, Сигналы светофора и регулировщика, Перекрестки и их виды, Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, Движение через железнодорожные пути.
Причины и условия ДТП. Поведение участников и очевидцев ДТП. 
Основные понятия и термины ПДД. Дорожные знаки и знаки дополнительной информации. Дорожная разметка проезжей части дорог и улиц. Двустороннее и одностороннее движение. 
Перекрестки и их виды. Сигналы светофора с дополнительной секцией. Правила движения пешеходов и безопасного поведения на проезжей части дороги. 
Движение транспортных средств. Движение по сельским дорогам. 
Правила езды и перевозки пассажиров на мотоцикле и мопеде. 
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах. Правила перевозки детей и подростков на транспортных средствах. 
Правила поведения на железной дороге. Правила поведения на посадочных площадках и транспорте. 
Оказание первой доврачебной помощи при ДТП.

История создания правил дорожного движения и дорожных знаков. Правила движения  велосипеда, скутера, мопеда. Движение на велосипеде группами. Велоэстафета.  Движение пешеходов группами и в колоннах. Правила поведения участников дорожного движения.  Правила перевозки пассажиров на автотранспорте, мотоцикле и мотороллере. Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях. Учебная езда. Оказание первой доврачебной помощи.  Ответственность за нарушения правил дорожного движения. 

 

 

 

 

 

Цели программы

создание условий для формирования у школьника обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Результат программы

Предметные/обучающие: 

-  сформировать у учащихся глубокие теоретические  знания  правил дорожного движения; устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения, прочные знания о регулировании движения пешеходов, транспортных средств, велосипедистов на дорогах; 

- расширять общий кругозор по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;

- дорожные знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов;

- формировать осознанное освоение школьниками основных терминов и понятий, используемой в дорожном движении;

- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

-  осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

- развивать и совершенствовать навыки поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

- формировать интерес к регулярным занятиям велоспортом;

- формировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

- формировать у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине несовершеннолетних.

Метапредметные/развивающие:

- сформировать навыки самоконтроля и самоорганизации поведения учащихся в дорожной среде;

- умение ставить и формулировать проблемы;

- развивать навыки безопасного поведения на дороге;

-  развивать умения предвидеть скрытую опасность на дороге;

-  развивать внимания, воображения, мышления, речи, памяти учащихся

Личностные/воспитательные:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

-   объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- формировать правила  культуры участника дорожного движения,

 - воспитывать отрицательное отношение к нарушителям ПДД

- формировать сознательное и ответственное отношение к своей безопасности на дороге. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы:

Учащиеся должны: знать:  сигналы светофора; виды транспорта; правила дорожного безопасности; группы дорожных знаков; необходимуюразметку проезжей части дорог для пешеходов, пассажиров, водителей-велосипедистов, значение сигналов светофора, регулировщика, технические устройства велосипедистов,   что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит; правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;  первичные способы оказания первой медицинской помощи;  Правила: перехода дорог с двусторонним и односторонним движением; перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;  перехода железной дороги, правила поведения на загородной дороге.

Уметь: работать по ПДД, выделять нужную информацию; работать по экзаменационным билетам на знание ПДД (выборочно), переходить дорогу в установленном месте; читать дорожные знаки;  оценивать своё поведение на дороге; ориентироваться в дорожной ситуации; читать дорожные знаки; оценивать своё поведение на дороге;  оказать первую доврачебную помощь пострадавшему в ДТП; ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;  переходить железнодорожные пути; переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта  работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;  работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;  читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;  оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;  пользоваться общественным транспортом; управлять велосипедом.

Иметь навыки:  дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;  взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности; участия в конкурсах, соревнованиях.  В результате изучения программы по формированию культуры поведения на дороге у обучающихся развиваются такие качества личности, как:  самостоятельность в принятии правильных решений; убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;  внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения, здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства

Особые условия проведения

особых условий нет

Материально-техническая база

1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

2. Оборудование: индивидуальные  ноутбуки, принтер, телевизор, проектор, магнитная доска, дорожные знаки, личные велосипеды обучающихся,  настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары.