Интеллектуальный марафон

Программа курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для младших школьников, содержание программы содействует интеллектуальному развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности и участия в ней.  Программа является интегрированной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, математики, русского языка и литературного чтения, углубляющая изучаемый на уроках материал.Нестандартные формы занятий мотивируют обучающихся к достижению цели и к  познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность обучающихся «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие обучающихся происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающегося, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. 

Педагоги

Шестакова Ирина Владимировна, педагог начальных классов, высшая квалификационная категория.

Содержание программы

В рабочей программе представлены следующие тематические разделы:

РАЗДЕЛ 1 «Увлекательная математика»

Занимательные задачи с числами от 1 до 100. Математические загадки. Занимательные геометрические фигуры. Счёт. Олимпиадные задания.

 РАЗДЕЛ 2 «Увлекательный русский язык»

 Звуки и буквы. Шарады. Синонимы и антонимы. Фразеологизмы. Рифма. Олимпиадные задания.

РАЗДЕЛ 3 «Увлекательное чтение»

Любимые книги. Старые и новые сказки.  Стихи и рифма. Олимпиадные задания.

 РАЗДЕЛ 4 «Увлекательный окружающий мир»

Загадки о животных. Кроссворды о природе. Правила здорового образа жизни. Олимпиадные задания.

 

Цели программы

 Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности с учётом их интересов.

Результат программы

Результаты освоения курса «Интеллектуальный марафон»

 Личностные результаты:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 - формировать умение объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

 - формировать умение выражать свои мысли, аргументировать;

- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;

- формировать самооценку;

- формировать умения делать выводы на основе простых обобщений;

- развивать мотивацию к творческой деятельности;

- формировать умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 - развивать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении;

 - развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения, к изучению языка;

 - развивать интерес к математике;

- развивать критическое и творческое мышления;

- развивать интерес к окружающему миру.

Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- высказывать своё предположение (версию);

 - формировать умение работать по предложенному педагогом плану;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- формировать умение совместно с педагогами и другими обучающими давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;

 - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

 - формировать умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации;

- формировать умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

 - формировать умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

 - формировать умения работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;

- формировать умение перерабатывать полученную информацию;

- формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; 

- формировать умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- формировать умения отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

- формировать умение пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

 Коммуникативные УУД:

- формировать умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- формировать умение слушать и понимать речь других;

- формировать умение читать и пересказывать текст;

 - формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

 - формировать умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формировать умения координировать свои усилия с усилиями других;

 - развивать доброжелательность и отзывчивость;

- развивать способность вступать в общение с целью быть понятым;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

 - формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- формировать умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 -задавать вопросы

Особые условия проведения

Условия реализации программы

Программа разработана для занятий с обучающимися 8-9 лет  во второй половине дня и рассчитана на 1 учебный год:  34 часа в год по 1 часу в неделю.

Материально-техническая база

1. Магнитофон.

2.Компьютер.

3. Мультимедийный проектор.

4. Интерактивная доска.

5. Литература