Обучение детей плаванию

  • (1)

Плавание является прекрасным средством закаливания, оздоровления и физического развития детей. Купание, плавание, игры и развлечение на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, которые способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Систематическое плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц и совершенствует такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища в воде, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Плавание – жизненно важный навык, овладеть которым должен каждый человек с детских лет. Умение плавать выступает необходимым условием сохранения жизни и  укрепления здоровья школьников. По данным Центра ГИМС МЧС России в  Архангельской области в водоёмах области ежегодно тонет огромное количество людей и большинство из них дети. Главной причиной случившегося является неумение плавать и несоблюдение мер безопасности на воде. Данный факт свидетельствует о необходимости усиления внимания взрослых к развитию у детей навыков плавания.

Кроме жизнесберегающей функции плавание имеет важное значение для всего организма ребенка или подростка: способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию, формирует культуру здоровья, повышает жизненный тонус и решает проблемы гиподинамии. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся новые возможности для личного самосовершенствования, формирования волевых черт характера.

Содержание программы

1. Инструктаж по технике безопасности

Правила поведения детей на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Вспомогательные средства для занятий плаванием (плавательные доски,  мячи, шайбы, надувные игрушки.

2. Освоение (совершенствование) техники плавания

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка», скольжения стоя на полу. Движение рук («мельница») и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Плавание кролем на груди. Движения ног (сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна); то же с выполнением выдоха в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Плавание с доской. Скольжение с движениями ног. Гребковые движения рук (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Согласование движений рук с дыханием (стоя на дне, в сочетании с ходьбой). Скольжение на груди с движениями рук. Проплывание отрезков с дыханием через 2-3 цикла. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой (с различными положениями другой руки, вдох в сторону руки, выполняющей гребок); то же, но вдох в сторону руки, прижатой к телу. Плавание кролем на груди  без выноса рук из воды и выносом рук над водой с движениями рук. Плавание в полной координации.

Плавание кролем на спине. Движения ногами (с опорой о бортик бассейна). Скольжение с различным положением рук  и последующими движениями ног. Плавание с помощью только ног. Тоже с помощью рук без выноса из воды, проплывание в полной координации. Прыжок в воду вниз ногами.

Игры: «Кто быстрее?», «Море волнуется », «Поймай воду», «Насос», «Фонтан», «Морской бой», « Рыбки резвятся»

3. Развитие двигательных способностей на суше и воде.

Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой. Игры и развлечения в воде. «Поплавок», «Торпеда», «Лодочка», «Звездочка», «Медуза».

4. Выполнение контрольных нормативов.

Специальные упражнения на чистоту и качество выполнения «Поплавок», «Лежания на воде» (на груди  и на спине), скольжение без движений и с движениями ног, выдох в воду (продолжительность 3-4 сек.), скольжение на груди и на спине с движениями ног, проплывание указанных дистанций по возрастным категориям без остановки.

 

Цели программы

обучение плаванию и физическое самосовершенствование обучающихся посредством занятий в бассейне.

Результат программы

Основными показателями успешной реализации программы является:

1. Овладение навыком плавания;

2. Знание основ техники спортивного плавания;

3. Сформированность стойкого интереса к занятиям ФК и спортом.

 

Материально-техническая база

 1. Помещение:

· плавательный бассейн с 2-мя ваннами,

· вспомогательные технические помещения,

· медицинский кабинет,

· административное помещение.

Максимальная единовременная загрузка 25-метрового бассейна – 40 человек, малая ванна - до 8 человек.

2. Для обучения ребенка плаванию используются различные средства, такие как: плавательные доски, нудлы и др.