«Путешествие по Архангельской области»

В настоящее время развитие туризма для детей и молодежи имеет особое значение и является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма. Развитие данного вида туризма способствует не только знакомству школьников с историко-культурным наследием региона, но и укреплению здоровья детей, сплочению коллектива, развитию чувства геопатриотизма. Кроме того, выработанная привычка к путешествиям со временем становится потребностью, позволяет значительно расширить кругозор и более осознанно сделать выбор профессии, успешно самореализоваться в обществе, встать на путь совершенствования и духовного развития личности. Программа « Путешествие по Архангельской области» (далее - Программа) является частью системы информационного продвижения турресурсов Архангельской области и повышения уровня знаний учащихся о туристско-рекреационном потенциале региона.

Программа разработана с учетом

- потребностей семьи и общества в гармоничном и полноценном развитии личности подрастающих поколений;

- необходимости возрождения системы поездок детей и молодежи по Архангельской области с туристическими целями;

- необходимости осуществления турпоездок школьников как элемента системы дополнительного образования учащихся;

- возрастных закономерностей развития обучающихся, их возможностей и способностей на каждой ступени образования;

- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания данной программы в условиях конкретной образовательной организации.

преподаватели

Волкова Наталья Васильевна

Содержание программы

Раздел №1 «Введение. Удивительная Архангельская область» (1 час)

Знакомство с самыми популярными достопримечательностями региона. Сто причин приехать в Архангельскую область. Формы и методы изучения родного края.

Раздел №2 «Моя малая родина - мой дом» (4 часа)

«Командировка в семью». Понятия «род», «семья», «родословная». Моя Родословная. Первичное знакомство c генеалогией. Виды родословий, формы сбора и отображения генеалогической информации. Проектная деятельность. Составление генеалогического древа. Составление семейного альбома, устное описание родственников. Выделение общих моментов в родословных различных семей. Семейные традиции. Беседа о народном календаре как особой энциклопедии народной жизни. Ознакомление с народными обычаями и праздниками, элементы которых сохранились в родном крае. Семейные реликвии. Объяснение понятия «семейная реликвия». Роль семьи в истории города. Изучение истории своей семьи в истории развития города. Выставка работ учащихся по темам «Моя родословная», «Семейные традиции», «Семейная реликвия», «Моя семья в истории села».

«Родной островок». Архангельский край - что я о нем знаю? Ассоциативный коллаж. Архангельская область – ворота в Арктику. География Архангельской области. Место родного поселка на карте Архангельской области. Ближайшие соседи. Названия некоторых морей, рек и городов региона. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Достопримечательности и культурные ценности родного края. Народные обычаи. Пробуждение эмоционально ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие.

Красная книга Архангельского края. Закон об охране природы в России. Красная книга России. Составление Красной книги родного края. Формирование бережного отношения к окружающей среде. Защита сообщений.

Раздел №3 «История развития края» (3 часа)

Историческое наследие. Путешествие в глубь веков. Понятие век, волость. История образования города Котлас, происхождение названия. Первые строители и поселенцы города. История заселения и освоения земли Архангельской. Дата основания и значение Архангельска в истории России. 

Времена года. Погода в разные времена года на севере. Погода в Архангельской области.

Творческое задание «Мое любимое время года».

История школы в истории родного края, страны. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится.

Известные люди области. Литературный Архангельск. С.Г.Писахов.

Раздел №4 «Самое короткое путешествие» (1 час)

Этапы планирования путешествия. Карта, маршрут, транспорт, время в пути, размещение. Правила поведения в группе, поведения в поездке и во время экскурсии.

Возможность путешествовать в выходные. С кем отправиться в путешествие? Понятие «Тур выходного дня». Достопримечательности родного края. Соловецкий архипелаг — жемчужина Архангельской области.

Итоговое занятие (1 час)

Обобщение и систематизация полученных знаний . Игра-викторина.

Цели программы

Формирование знаний о туристско-рекреационном потенциале Архангельской области, развитие навыков планирования путешествия, повышение интереса к культурно-познавательным поездкам по Архангельской области, формирование геопатриотизма.

Результат программы

В результате освоения программы обучающийся должен знать:

- основные краеведческие термины и понятия

- основные достопримечательности Архангельской области;

- историю своего родного края, главные достопримечательности родного города, села, деревни;

- администрацию района и своего города/поселка, правительство, губернатора Архангельской области, значения официальных символов;

- особенности природы, населения;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

- основные причины, побуждающие людей путешествовать;

- основные туристские направления для путешествий детей по Архангельской области;

- этапы планирования путешествия.

Уметь

- рассказывать о важнейших событиях истории Архангельской области и родного города/поселка;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы;

- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию;

- описывать традиции своего края;

- показывать на карте границы и географический центр Архангельской области, Котласского района;

- составлять краткую характеристику родного города, описывать флору и фауну, водные объекты;

- называть территории Архангельской области, благоприятные для туризма и отдыха;

- выражать свое мнение о важности путешествия для человека;

- определять наиболее интересные для учащегося места для посещения экскурсий и совершения турпоездки (с семьей или в числе школьной группы);

- работать с творческим и исследовательским проектом, защищать их.

Владеть

- правилами поведения на экскурсии, в местах отдыха и в турпоездке.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- проведение самостоятельного поиска информации;

- понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни;

-ориентирование на местности и чтение карт;

- высказывание собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Архангельской области, Котласского района;

- использование знаний об историческом пути и традициях народов родного края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Программа « Путешествие по Архангельской области» должна способствовать формированию у учащихся следующих качеств личности: патриотизм; терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре; ответственность и чувство долга, милосердие,достоинство,уважение; трудолюбие,настойчивость, дисциплинированность; 

любовь к малой родине.

Материально-техническая база

Кабинет начальной школы, мультимедиа проектор, компьютер, экран, карандаши, фломастеры. тетрадь, тесты.