Юный турист

Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.

Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным  решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной физической подготовленности занимающихся. Например, во время похода воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т. е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.

В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во-первых, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. Во-вторых, они предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В-третьих, туристские походы требуют соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме.

преподаватели

Непогодьева Анжелика Анатольевна, учитель информатики и ОБЖ МБОУ «Васьковская СШ», педагог дополнительного образования

Содержание программы

 

Вводное занятие.

Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности.

ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ.

Туристские возможности родного края, природа и его история. Краеведческая работа в походе.

Особенности пешеходного туризма.

Туристское снаряжение. Рюкзаки.

Бивуак. Привалы и ночлеги.

Гигиена туриста. Медицинская подготовка туриста.

Организация и подготовка пешеходного похода.

Питание в туристском походе.

Подготовка к походу выходного дня.

Поход в окрестности города.

Техника безопасности при проведении похода.

Подведение итогов похода. Составление отчетности.

Ориентирование на местности. Топография.

Техника и тактика пешеходного похода. Спортивная подготовка туриста. Узлы.

ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ.

Особенности лыжного туризма.

Тактика и техника лыжного туризма. Физическая подготовка туриста-лыжника.

Краеведческая работа в зимнем походе. Охрана природы.

Естественные препятствия в лыжном походе, техника их преодоления.

Топография и ориентирование на местности.

Снаряжение.

Питание.

Привалы в полевых условиях, костры.

Гигиена туриста-лыжника. Доврачебная медицинская помощь.

Организация и подготовка лыжного похода.

Техника безопасности при проведении похода.

Подготовка к походу выходного дня.

Лыжный поход выходного дня.

Подведение итогов похода выходного дня. Составление отчетности.

Цели программы

Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности туризма для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.

Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Результат программы

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения программы, обучающиеся будут иметь представление:

• об истории развития туризма;

• о классификации туризма;

• о месте туризма в современном российском обществе;

• об уровне развития спортивного туризма в России;

• об особенностях физической подготовки туристов различной направленности;

• о подстерегающих опасностях, травмах и заболеваниях, обусловленных неправильным действием туристов.

Обучающиеся узнают:

• историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;

• замечательных людей своего населенного пункта, района;

• особенности природных условий родного края, природу, животный, растительный мир, знать основы краеведческой подготовки;

• основы техники и тактики лыжного и пешеходного туризма;

• основы технических и тактических приемов спортивного ориентирования;

• способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота), функциональные возможности своего организма;

• основные правила поведения в лесу (походе);

• как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);

• технику безопасности при проведении похода, на биваке, при движении на маршруте, при заготовке дров, разведении и работе у костра;

• как вести себя в экстремальной ситуации, опасности, травмы и заболевания, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, с дикими животными и ядовитыми растениями, насекомыми;

• сигналы бедствий, правила и приемы транспортировки пострадавшего;

• узлы, уметь их вязать и знать их назначение, уметь правильно применять их на практике;

• условные топографические знаки спортивных карт;

• приемы ориентирования карты, способы определения точки стояния;

• рельеф местности и его изображение на спортивных картах;

• правила упаковки и транспортировки продуктов в походе;

• типы, виды костров и их назначение;

• туристические песни, игры;

• правила проведения соревнований по туризму;

• основы гигиены туриста.

Обучающиеся научатся:

• определять географическое положение, границы района, называть и показывать формы рельефа;

• проводить краеведческие исследовательские и поисковые работы по заданным темам;

• готовить личное, групповое снаряжение в зависимости от сезона, правильно подогнать и уложить рюкзак;

• ориентироваться на местности без карты (с картой, с компасом и без компаса), читать топографическую карту;

• преодолевать естественные и искусственные препятствия, преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, навесную переправу, переправу по верёвке с перилами, маятниковую переправу, заболоченный участок;

• надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки;

• выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом);

• комплектовать походную аптечку, применять лекарственные препараты, содержащиеся в аптечке по назначению;

• оказывать доврачебную медицинскую помощь;

• изготовлять туристские самоделки, снаряжение;

• пользоваться топографическими и спортивными картами, читать карты;

• пользоваться компасом, двигаться по азимуту, определять расстояние на местности;

• определять погоду по местным признакам;

• приготовлять пищу на костре;

• правильно подобрать продукты питания для похода в зависимости от их калорийности и сложности похода;

• составлять меню на каждый день похода;

• заполнять маршрутную книжку на поход, вести дневник похода;

• оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• разведению костра в любую погоду;

• установки палатки в любых условиях;

• оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях и перевязки при несложных ранениях;

• безопасному обращению с туристским снаряжением, специальными приспособлениями;

• самостоятельно организовать туристский бивуак (бивак).

Особые условия проведения

Для зачисления в объединение, работающее по данной программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы первого года обучения комплектуются детьми в возрасте 11–15 лет. Второго года – из числа успешно освоивших программу 1-го года; третьего – по результатам сдачи нормативов по физической культуре и технической подготовки в соответствии с полом и возрастом.

В группы второго и третьего годов обучения могут входить дети, не занимающиеся на 1 году обучения, но показавшие хорошие результаты на соревнованиях различного уровня и сдавшие нормативы по ОФП.

Материально-техническая база

Программа  предполагает наличие необходимого личного и группового туристского и специального снаряжения, бивуачного и вспомогательного, а также обзорные карты края; схемы; топографические и спортивные карты всех масштабов; компасы, веревки, карабины, страховочные системы; основные и вспомогательные веревки, бивуачное и специальное туристическое снаряжение.

Оборудование:

Палатка туристическая с тентом (каркасно-дуговая) четырехместная

Спальный мешок

Коврик теплоизоляционный

Тент от дождя

Оборудование для приготовления пищи (примусы, газовые плиты, горелки и т. д.)

Комплект котелков для приготовления пищи (8, 9, 10 л)

Лопата складная

Костровое оборудование (тросик, таганок, сетка и т. п.)

Термометр воздуха