Северная роспись (в составе «Клуба «Берегиня»)

Предлагаемая программа предназначена для обучения учащихся северным росписям по дереву. Программа носит туристско-краеведческую направленность и нацелена на формирование у детей интереса к традициям Русского Севера, а именно Архангельской области, которая издавна славилась традиционными видами художественных ремесел.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время.

Обучение детей по данной программе поможет в их профессиональном определении, формировании определенных знаний, умений и навыков, в развитии творческой индивидуальности каждого ребенка.

преподаватели

Мергасова Екатерина Николаевна

Содержание программы

В ходе занятий дети изучают технологические приёмы выполнения того или иного вида росписи, развивают интерес и способности к художественно-творческой деятельности через знакомство с традициями и росписями родного края, а также образное мышления и эстетический вкус. Учатся составлять композицию рисунка, выполняют роспись на образце и расписывают деревянное изделие.

 

В ходе обучения по программе изучают следующие росписи Русского Севера:

 

- Мезенская роспись

- Киземская роспись

- Ракульская роспись

- Пермогорская роспись

- Пижемская роспись

- Пучужская роспись

- Борецкая роспись

- Онежская роспись

- Свободно-кистевая роспись Поважья

- Шенкурская роспись

- Уфтюжская роспись

- Свободно-кистевая роспись бассейна реки Моша

Цели программы

Формирование у учащихся основ эстетической культуры и развитие их творческих способностей через приобщение к традиционному северному ремеслу - росписи.

Результат программы

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • правила поведения и техники безопасности (в кабинете, на занятии);
  • материалы и инструменты, необходимые для работы;
  • историю зарождения промысла на Севере;
  • основные элементы и отличительные особенности различных видов северных росписей;
  • колорит изучаемых росписей и технологические приёмы исполнения росписей;
  • последовательность всех этапов росписи изделия.

 К концу первого года обучения должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
  • правильно организовать своё рабочее место;
  • уметь держать кисть правильно и владеть первоначальными навыками росписи;
  • показывать и называть изделия мастеров выполненных различными видами северных росписей;
  • изображать основные элементы, символы каждой росписи;
  • успешно расписывать деревянные лопатки, подставки под горячее.

 К окончанию второго года обучения дети должны знать:

  • правила поведения и техники безопасности (в кабинете, на занятии);
  • историю формирования северных крестьянских росписей, общие и отличительные особенности их, работы старых народных мастеров и современных;
  • графические и кистевые виды росписей, виды орнаментов на основе северных росписей;
  • технологию выполнения различных видов росписей;
  • основные элементы и отличительные особенности различных видов северных росписей;
  • законы композиционного построения;
  • семантику элементов росписи;
  • последовательность всех этапов росписи деревянных изделий.

 К окончанию второго года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
  • самостоятельно организовать своё рабочее место;
  • правильно подготовить изделие к росписи;
  • свободно владеть художественной кистью при различных приемах росписи;
  • показывать и называть изделия мастеров выполненных различными видами северных росписей;
  • изображать основные элементы, символы каждой росписи;
  • самостоятельно составить простую композицию с любым изученным видом росписи для изделия плоской формы, с соблюдением технологических приёмов;
  • успешно расписывать различные деревянные изделия (солонки, яйца, ложки, подставки под горячее).

 К окончанию третьего года обучения дети должны знать:

  • характерные особенности местного народного искусства и историю развития промысла;
  • тех­но­ло­ги­че­с­кие при­ё­мы вы­пол­не­ния гра­фи­че­с­ких и сво­бод­но-ки­с­те­вых ви­дов ро­с­пи­си;
  • виды орнаментов на основе северных росписей, символы и семантика в росписи;
  • основные элементы и характерные особенности свободно-кистевой росписи;
  • цветовой ряд и традиционные композиции изучаемых росписей;
  • виды и свойства красок и других материалов, применяемых в росписи.

 К окончанию третьего года обучения дети должны уметь:

  • соблюдать правила безопасного труда и личной гигиены;
  • свободно владеть кистью;
  • технологически правильно выполнять роспись изделия по собственной композиции;
  • свободно различать изученные виды Северных росписей, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
  • кратко описывать изделия мастеров выполненных различными видами северных росписей;
  • аккуратно работать с различными видами красок;
  • изображать основные элементы, относящиеся к свободно-кистевой росписи;
  • успешно расписывать плоские и точёные деревянные изделия (подставки, чаши, кружки).

Особые условия проведения

Особых условий не предусмотрено.

Материально-техническая база

Учебно-методические материалы: разработки карточек-заданий для занятий по темам (по каждой изучаемой росписи), авторское методическое пособие.

Дидактические материалы: подборка рисунков, фотографий с образцами, видеоматериалов по теме, карточек с заданиями, предметы крестьянского быта (орудия труда, посуда), наглядные экспонаты (расписные изделия).

Техническое оснащение: учебный кабинет, оборудованный столами и стульями, каждый ребёнок сидит за отдельным столом; хорошее освещение, так как работа над росписью требует большого напряжения глаз. 

Расходные материалы: ластики, альбомы, простые карандаши, краски гуашевые, кисти (белка и колонок) № 1, 2., клей ПВА, губки, деревянные заготовки, лак по дереву (ПФ 238 и НЦ).

Каждый учащийся должен иметь: Кисти художественные (колонок № 1, белка № 2, пони № 2), карандаш (ТМ) и ластик, гуашь (фирмы «Луч») от 9 цветов, бумажные салфетки, баночка для воды, альбом 20 листов (или папку для черчения).