Сказочное тесто 2-ой год обучения

Лепка из соленого теста развивает интеллектуальные способности обучающихся способствует развитию у детей мелкой моторики рук путем воздействия на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, развивает умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом. Изготовление изделия из соленого теста развивает глазомер, точность и согласованность движений обеих рук, цветоощущение, воспитывает привычку к последовательности действий при решении любых задач.

Данный курс дает возможность обучающимся проявить себя в творчестве, познакомиться с традиционным видом декоративно прикладного искусства – мукосолькой – лепкой из соленого теста - биокерамикой.  В процессе изучения модулей обучающиеся имеют возможность освоить все этапы выполнения творческих работ в технике тестопластики и смешанной технике из биокерамики – соленого теста, по принципу от простого к сложному. Посещая онлайн выставки разных тематик и направлений в музее, участвуя в конкурсах, они глубже знакомятся с историей родного края, приобщаются к народной культуре.

Педагоги

Комягина Оксана Павловна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 Модуль «Талисманы и сувениры»
1. Вводное занятие (знакомство с историей и функционалом талисманов и сувениров)
2. Практические занятия
«Подкова»
«Сувенир на лопатке»
«Денежный сувенир»
«Рог изобилия»
«Храню дом и счастье в нем»
Подвеска тонированная «Вологодские кружева»
«Магнит – кружка: Тепла и уюта» 
«Рукавичка» (новогодняя игрушка)
3.Итоговое занятие
 
2 Модуль «Обереги и подарки»
1. Вводное занятие (знакомство с историей и функционалом – значением оберегов)
2.Практические занятия
«Подвеска – «Сладких снов»
«Елочка – краса»
«Бравый кот»
«Блинчик – поваренок»
«Пасхальная композиция»
«Магнитики для мамочки»
«Мороженка»
3. Лепка и декорирование рельефов.
«Фруктовое панно»
«Фоторамка с цветами шиповника»
4. Итоговое занятие
 

Цели программы

ЦЕЛЬ программы: Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников и младших школьников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;

2. Учить соблюдать правила техники безопасности;

3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;

4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;

2.  Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3.  Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой

Результат программы

Ожидаемые  результаты реализации 1 модуля дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

Обучающиеся должны знать:

Данный модуль посвящен овладению приемами и способами лепки, окраски, знакомству с этапами выполнения изделия, развитию мелкой моторики, формирование навыка взаимодействия в группе.

Истоки возникновения лепки талисманов и сувениров из соленого теста.

 История и функциональное назначение талисманов и сувениров.

 Расписание занятий, правила охраны труда и внутреннего распорядка, личной гигиены при работе с соленым тестом, стеками и другими инструментами.

Понятие – «соленое тесто», его виды (простое, цветное).

Отличительные свойства соленого теста, используемого на занятиях.

Понятие – «лепка».

Понятие – «способы лепки», их отличия.

Названия приёмов лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, формовка пальцами и всей ладонью, пристукивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание.

Правила сушки изделия.

Способы окраски, некоторые приемы росписи по готовому изделию.

Обучающиеся должны уметь:

Отличать на глаз и на ощупь соленое тесто от других пластических материалов; пластилина, глины, папье-маше, гипса.

Переминать соленое тесто, чтобы сделать его пластичным, определять на ощупь готовность соленого теста к работе.

 Скатать шар кругообразными движениями ладоней; раскатать валик прямыми движениями; получить диск из шара путем расплющивания между ладонями, конус путем оттягивания одного конца «капли» получаемой из шара, вытянуть пальцами купол из шара, раскатать валик и расплющить его в ленту, прочно примазать все части.

Определять необходимое количество соленого теста для данного изделия.

Отличать изделия из соленого теста  от других работ.

Украшать фигурки: кулона, подвески, рамки, варьировать приемы окраски.

Пользоваться стеками, не злоупотребляя ими, помня, что руки – наш главный инструмент.

Применять конструктивный способ лепки, при выполнении сувениров.

Расписывать изделия гуашевыми (акриловыми) красками в соответствии с замыслом.

Ожидаемые  результаты реализации 2 модуля дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

Обучающиеся должны знать:

Обучающиеся овладевают навыками выполнения рельефов, композиций. Совершенствуют приемы и способы лепки фигур, выполнения изделий по схемам, таблицам, образцам, иллюстрациям.

Обучающиеся должны знать:

Понятие – «рельеф».

Способы сушки изделий.

Особенности прикрепления дополнительных деталей из природного и бросового материала.

Технологию изготовления разнообразных панно, подвесок, рамок.

Обучающиеся должны уметь:

Раскатать тесто в пласт при помощи скалки, растягивать при помощи кистей рук.

Изготовить цветы и листья шиповника способом вырезания по трафарету, при помоши формирования из шара.

Изготовить рельеф - рамку, соединяя при помощи воды и кисти выступающие элементы к пластине-основе.

Лепить основную часть изделия, приклеить к нему мелкие детали, придумать их внешний вид  самостоятельно.

Особые условия проведения

Количество обучающихся в группе – до 12 человек. Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком. Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.

Принимаются желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Учебные группы формируются дистанционно при регистрации обучающегося на сайте «Навигатор дополнительного образования Архангельской области» https://dop29.ru/.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет Центра дополнительного образования.

Столы, стулья.

Стенды для выставки образцов изделий из соленого теста.

 Полка для сушки крупных изделий, клеенок для лепки.

Шкаф с ящиками для хранения муки и соли, краски, кистей, стаканов для воды,

Таз пластмассовый емкостью 2 л для приготовления соленого теста для лепки - 1  шт.

Наличие водоснабжения.

Специальные инструменты и оборудование (расходный материал):

Бумага, цветные карандаши, линейки, клей, цветная бумага, картон, ножницы Скрепки канцелярские, зубочистки, шпажки.

Гуашь, ветошь.

Клей ПВА, клей «Формат» (для использования педагогом в отсутствии детей).

Раздаточный материал:

Баночки для воды, набор банок для разведения красок.

Кисти для раскрашивания сувениров (коза) № 4-12. кисти для росписи (пони, бел-ка) №1-4.

Лекала (круг, овал, сердечко), линейки, угольники пластмассовые для вырезания форм пластов

Инструментарий:

Скалки детские для раскатывания пластов - 2 шт.

Стеки, штампики, формочки, чеснокодавилка.

Дополнительные материалы:

Коллекция фотографий изделий ДПИ.

Методические разработки занятий по истории лепки и декорированию различных изделий из соленого теста.

Схемы – таблицы последовательности изготовления поделок.

Папки: «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Эскизы рельефов», «Эскизы пасхальных яиц и корзинок», «Животные и птицы», «Традиционные игрушечные промыслы России».

Правила охраны труда при работе со вспомогательными инструментами.

Таблицы: «Сочетание цвета», «Динозавры», «Дымковские игрушки», «Каргопольские игрушки», «Животные и птицы», сувениры.