«Основы цифровой фотографии»

Уровень сложности – базовый. Программа предусматривает овладение базовыми знаниями и навыками, позволяющими осуществлять фотосъёмку с учётом приёмов построения композиции и постановки освещения.

Программа является разноуровневой.

За организационную основу берётся объектно-ориентированная образовательная модель, итогом каждого занятия становится фотография, полученная обучающимся с учётом изученных на данном занятии приёмов и техник. Кроме того, предусматривается применение технологии коучинга: по отдельным аспектам содержания обучения могут быть подготовлены наиболее способные обучающиеся, которые во время занятия будут проводить обучение внутри небольших групп. 

Занятия строятся по схеме: краткое повторение важных ранее изученных аспектов, актуализация нового материала, изучение новых теоретических аспектов, обязательная практическая отработка нового изученного материала, подведение итогов и закрепление.

Итогом обучения становится самостоятельная работа над творческой фотографией (серией) и формирование персональной фотовыставки на базе образовательного учреждения.

Образовательный процесс по программе опирается на принцип профессиональной целесообразности, обеспечивая подбор содержания, прежде всего ориентированный на формирование важных для фотографа ЗУН. И на принцип демократизации, направленный на формирование творческой личности через предоставление самостоятельности и определённых свобод при выборе композиционных и цветовых решений.

Педагоги

Чешков Алексей Михайлович

Содержание программы

1 Введение в цифровую фотографию (2 часа)
Ожидаемые результаты: Понимание аспектов безопасной работы при работе с фотокамерой и аксессуарами. Понимание различий между фотоснимком и фотоработой. Представление о работах известных мастеров. Представление о режимах съёмки, сохраняемых типах файлов. Понимание различия между размером и разрешением. Представление о возможных соотношениях сторон кадра. 

2 Фотоаппарат и аксессуары (8 часов)
Ожидаемые результаты: Представление о типах и устройстве фотоаппаратов. Знание о режимах съёмки и фокусировки, способах экспокоррекции и экспозамера, ручных настройках. Умение производить экспериментальное определение необходимых ручных настроек. Представление об источниках света и их назначении. Умение работать с имеющимся световым оборудованием: октабоксами, стрипбоксом, фото-зонтами, вспышками. Представление о многообразии аксессуаров и их назначении. Умение работать со штативом, стойками и фонами, отражателем, фильтрами, синхронизаторами.

3 Композиция (14 часов)
Ожидаемые результаты: Понимание основ композиционного построения кадра. Знание принципов композиции по расположению объектов в кадре, созданию перспективы и равновесия, использованию направления взгляда и многоплановости, включению в кадр ритмических объектов. Умение планировать снимок и применять принципы композиции при построении кадра. Умение акцентировать взгляд зрителя на фокусном объекте, применять перцептивные силы. 

4 Введение в жанровую фотографию (2 часа)
Ожидаемые результаты: Представление о жанровом многообразии. Первичное различение жанров. 

5 Цветовые гармонии (2 часа)
Ожидаемые результаты: Представление о цветовых гармониях и их значении для восприятия снимка. Умение работать с цветовым кругом для определения гармоничного сочетания цветов. 

6 Предметная фотография (6 часов)
Ожидаемые результаты: Представление о способах и приёмах съёмки предметов, физических способах добавления эффектов огня, брызг, дыма. Знание о применяемых для предметной съёмки аксессуарах и умение изготавливать необходимые полезные самодельные аксессуары из подручных материалов. Умение проводить съёмку предметов с ручными настройками фотоаппарата, с использованием заводских и самодельных аксессуаров и различных источников света. Знание о приложениях для дистанционной съёмки и умение проводить съёмку через дистанционные приложения, установленные на смартфон. 

7 Портрет (10 часов)
Ожидаемые результаты: Представление о жанре, способах кадрирования, световых схемах и приёмах создания образа. Знание приёмов портретной съёмки. Умение создавать образ, подбирать одежду и аксессуары, выставлять свет и ставить модель, проводить съёмку портрета с ручными настройками. 

8 Репортаж (2 часа)
Ожидаемые результаты: Представление о жанре. Представление о приёмах репортажной съёмки, правовых аспектах и поведенческих приёмах. 

9 Ночная фотография и люминография (4 часа)
Ожидаемые результаты: Представление о жанре. Знание композиционных и организационных приёмов ночной съёмки, умение проводить ночную съёмку при ручных настройках камеры. Знание приёмов люминографии, умение создавать люминографические снимки. 

10 Пейзаж (10 часов)
Ожидаемые результаты: Представление о жанре. Знание приёмов съёмки урбанистических и природных пейзажей с учётом ручных настроек камеры. Умение производить съёмку природных и урбанистических пейзажей, в том числе с воздушной перспективой, нескучным небом, с отсутствием движущихся объектов.

11 Серия (4 часа)
Ожидаемые результаты: Представление о направлении, типах, форматах серийных снимков.

12 Фотокросс (Итоговая проверочная самостоятельная работа) (2 часа)
Ожидаемые результаты: Консолидация ЗУН, приобретённых при освоении программы, проявление творческого взгляда.

13 Подготовка фотовыставки (2 часа)
Ожидаемые результаты: Популяризация направления. Представление обучающихся об организационных моментах фотовыставки.

 

Цели программы

Формирование теоретических основ, практических умений и навыков в области цифровой фотографии.

Результат программы

Прогнозируемые результаты: Знание устройства фотоаппарата. Знание видов светового оборудования, аксессуаров, умение их использовать. Знание ручных настроек фотокамеры и умение использовать ручной режим светочувствительности, экспокоррекции, выдержки и диафрагмы, прочих настроек. Знание особенностей и умение проводить съёмку предметов, пейзажей, портретов, репортажа, серии с использованием ручных настроек. Понимание законов композиции и световых решений, цветовых гармоний, умение применять изученные приёмы построения кадра на практике. Понимание необходимости соблюдения требований безопасной работы для сохранения здоровья человека и целостности оборудования. Расширение информационно-технических компетенций в направлении работы со съёмочным и световым оборудованием, аксессуарами. Дополнительное раскрытие творческого потенциала и потенциала к самореализации.

Итогом обучения по программе является выполнение самостоятельной творческой работы по созданию фотоснимка или серии с учётом изученных приёмов и техник, а также формирование персональной фотовыставки.

Особые условия проведения

Для реализации программы необходим учебный кабинет, оборудованный комплектом средств обучения и соответствующий санитарным нормам, предъявляемым к компьютерным классам.

Гигиенические требования:

-        непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

-        использование разных форм работы;

-        контроль за положительной атмосферой на занятиях.

Материально-техническое обеспечение:

-        кабинет, организованный в соответствии с САНПиН;

-        учебные столы, стулья, учебная доска, шкафы, мультимедиа.

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования Чешков Алексей Михайлович высшей квалификационной категории. Педагог 1 раз в 3 года проходит курсовые мероприятия по профилю деятельности. Профессиональные компетенции педагога соответствуют профессиональному стандарту «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся не предъявляются.

Программа реализуется на уровне образовательного учреждения.

Обучение ведется на русском языке.

Педагогом предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей и детей с ОВЗ.

Материально-техническая база

Средства обучения

Персональный компьютер - 1.

Проектор мультимедийный – 1.

Экран или мультимедийная доска – 1.

Стол и стул ученический – по количеству обучающихся.

Стол и стул преподавателя - 1 комплект.

 

Минимум специализированного оборудования:

Зеркальный фотоаппарат – 1

Беззеркальный фотоаппарат со сменной оптикой - 1

Штатив для камеры– 2

Штатив для внешней вспышки - 4

Внешняя вспышка - 4

Аккумуляторные батареи в необходимом количестве для внешних вспышек + зарядное устройство.

Отражатель - 2

Стойка для фона - 1

Стойка для фото-зонта - 2

Фотофоны (комплект) - 1

Фотозонт белый - 1

Фотозонт чёрный с отражающей внутренней поверхностью - 1

Патрон + лампа для фотозонта - 2

Беспроводной сихронизатор для внешней вспышки (комплект) - 2

Стрипбокс - 1

Октабокс - 2

 Дидактический материал
         Инструкция по охране труда при работе в компьютерном классе, использовании съёмочного оборудования, аксессуаров.

         Презентация «Виды импульсного. постоянного и мобильного светового оборудования для съёмки».

         Видеопрезентация «Устройство фотоаппарата».

         Карточки-схемы с примерами соотношения светочувствительности, диафрагмы и выдержки по сюжетам.

         Схемы цветовых гармоний.

         Карточки с заданиями в соответствии с пунктом 5.12 содержания обучения.