Кружок "Чудеса из бумаги"

       В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

    Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей старшего дошкольного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

     В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.

     Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

преподаватели

Воспитатели:

Ярошевич Лидия Владимировна

Вицко Евгения Геннадьевна

Содержание программы

    
Сентябрь

1 занятие: «Волшебные свойства бумаги.» Содержание занятия: Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
2 занятие: «Объемные фигуры простым взмахом ножниц». Содержание занятия: Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.
3 занятие: «Фантазии с листом бумаги». Содержание занятия: Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам; развивать воображение, фантазию; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
4 занятие:«Симметричное вырезание». Содержание занятия: Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.
Развитие пространственного мышления. Формирование умения планировать свои действия.


Октябрь

1 занятие: «Довольный котяра». Содержание занятия: Обучать детей способам выкраивания деталей; совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ.
2 занятие: «Мотыльки». Содержание занятия: Закреплять способы вырезания по сложному контуру; совершенствовать навыки выкраивания деталей поделки; воспитывать аккуратность в работе.
3 занятие: «Аквариум». Содержание занятия: Научить детей создавать объемные фигурные образы; учить четко следовать устным инструкциям воспитателя; воспитывать умения работать коллективно, прислушиваясь к мнению участников продуктивной деятельности.
4 занятие: «Нарядные открытки». Содержание занятия: Творческое экспериментирование – поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой формы). Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе «глаз-рука».


Ноябрь

1 занятие:«Стены домов». Содержание занятия: Научить детей создавать постройки из готовых коробочек; Развивать воображение, фантазию; Учить предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной цели.
2 занятие: «Крыши домов». Содержание занятия: Продолжать работу по конструированию из готовых коробочек, усложняя элементы построек. Развивать логическое мышление, воображение, память. Воспитывать интерес к конструированию из коробочек.
3 занятие: «Двери и окна». Содержание занятия: Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.
4 занятие: «Лестницы. Балконы. Этажи». Содержание занятия: Учить создавать дополнительные композиционные детали из бумаги, которые бы совершенствовали ранее сделанные образы и постройки; учить видеть недостатки в собственной работе, воспитывать желание совершенствовать свои работы, доводить начатое дело до конца.


Декабрь

1 занятие: «Вращающаяся елочка». Содержание занятия: Познакомить детей с гофрированной и крепированной бумагой; освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.
2 занятие: «Снежинки». Содержание занятия: Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
3 занятие: «Снеговик-артист». Содержание занятия: Повторить и обобщить понятия об объемных фигурах; совершенствовать навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
4 занятие: «Лесной олень». Содержание занятия: Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.


Январь

1 занятие: «Детская площадка». Содержание занятия: Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, конструирование из коробочек, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.
2 занятие: «Многоэтажный дом». Содержание занятия: Совершенствовать навыки работы по конструированию из готовых коробочек; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.


Февраль

1 занятие:«Мышка-коробочка». Содержание занятия: Учить самостоятельно создавать нестандартные образы, функционально применяемые в жизни садика и группы (коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем; развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги
2 занятие: «Мышиный пир». Содержание занятия: Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для конечного результата коллективной работы.
3 занятие:«Бумажный бант». Содержание занятия: Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания; учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток. Развивать мелкую моторику рук.
4 занятие: «Шкатулка». Содержание занятия: Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с помощью разного вида бумаги; развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.


Март

1 занятие:«Сирень».  Содержание занятия: Применение техники прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы
2 занятие: «Гвоздики». Содержание занятия: Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники
3 занятие: «Каллы». Содержание занятия: Применение техники симметричной аппликации для вырезании листьев разной формы; творческое экспериментирование –поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.
4 занятие: «Одуванчики». Содержание занятия: Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов.


Апрель

1 занятие: «Вертушки». Содержание занятия: Учить детей из плотной бумаги создавать вертушки для наблюдения за ветром на прогулке; учить приемам сгибания по диагонали; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки своими руками.
2 занятие: «Абажуры». Содержание занятия: Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции.
3 занятие: «Шторы». Содержание занятия: Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»; развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук.
4 занятие: «Коллаж». Содержание занятия: Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по выкройкам, квиллинг, торцевание, оригами. Воспитывать желание помогать товарищу.

Май

1 занятие: «Гусеница». Содержание занятия: Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги; развивать творческое воображение.
2 занятие: Открытка «Божья коровка». Содержание занятия: Учить детей создавать яркие образы из материала на свое  усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук.
3 занятие: «Пчелка на сотах». Содержание занятия: Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление
4 занятие: «Бумагоград». Содержание занятия: Оформление выставки, где у ребенка есть возможность продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

Цели программы

Цель данной программы:

  • содействовать развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные организационно-педагогические условия для самовыражения, самоопределения ребенка с ЗПР, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
  • учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
  • научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
  • осваивать навыки организации и планирования работы;
  • формировать представление о геометрических фигурах, их элементах и свойствах;
  • учить находить геометрические образы в окружающей обстановке;
  • формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.

Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  • формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
  • развивать аналитическое мышление и самоанализ;
  • развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
  • развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
  • предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
  • развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
  • предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.

Воспитательные:

  • формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками;
  • развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
  • заложить основы культуры труда;
  • привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
  • прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы;
  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  • создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Результат программы

В результате  обучения по данной программе дети:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Материально-техническая база

Помещение:  групповое помещение оборудованное в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей (соответствующие росту воспитанников, маркированные), мольберт, стеллажи.

Дидактическое обеспечение: образцы готовых изделий, инструкционные карты, схемы и т.д.

Материалы: белая бумага, цветная бумага, цветной картон и т.д.

Инструменты и приспособления:  ножницы, линейка, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, бумажные салфетки и т.д.

Технические средства:  музыкальный центр, мультимедийный проектор, телевизор.