Финансовая грамотность младших школьников

Программа «Финансовая грамотность» - прикладной курс, который реализует разнообразные интересы учащихся 1-4 классов в сфере экономики семьи, и основными содержательными линиями выступают «Деньги (история возникновения и развития, виды, функции) и «Бюджет семьи».

Учащимся имеют возможность овладеть базовыми (простыми) экономическими терминами. Занятия способствуют умению характеризовать основные функции и виды денег, представления об источниках доходов и расходов в семье, составлять недельный или месячный финансовый «план» семьи, простой семейный бюджет (расходы/доходы).

Программа предполагает определение элементарных причин финансовых затруднений и поиск путей выхода из них путем сокращения расходов или увеличения доходов; проведение простых математических вычислений и простых финансовых расчетов.

Педагоги

Шадрина Нелли Ивановна
Антипина Ольга Андреевна
Поташева Валентина Владимировна
Меркушева Екатерина Евгеньевна
Рухлова Нина Васильевна
Бобровская Евгения Васильевна

Зайцева Анастасия Владимировна
Кокорина Алина Алексеевна
Блинова Ксения Юрьевна
Баскова Светлана Леонидовна
Сергеева Ольга Дмитриевна
Макарчук Анна Владимировна
Родионова Лидия Николаевна
Суровегина Анна Владимировна
Дмитрова Светлана Викторовна
Курпас Ольга Сергеевна

Содержание программы

1класс

Тема 1. Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности 

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей 

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство 

 Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги 

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.

 Тема 6. Деньги 

 Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

 Тема 7. Маркетинг 

 Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома 

Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

 2 класс

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией 

Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»

Тема 2. Потребности 

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля 

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Тема 4. Графики 

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

Тема 5. Деньги 

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика 

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками

Тема 7. Экономические задачи 

Решаем задачи с экономическим содержанием

Тема 8. Аренда 

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады 

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

              3класс  

Тема 1. Встреча в лесной экономической школе 

 Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

 Тема 2. Основы экономического развития 

 Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

 Тема 3. Реклама. Качество товара 

 Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;

Тема 4. Банки. Ценные бумаги 

 Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

 Тема 5. Штрафы 

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

 Тема 6. Деловая этика 

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 7. История профессий 

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии

Тема 8. Налоги 

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 9. Международная торговля 

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 10. Экономические задачи 

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 11. Занимательная экономика 

 Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

 4 класс

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?»Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги?Подсчитываем доходы семьи. На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет?

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

Цели программы

 Формирование основ финансовой грамотности и развитие интеллектуальных способностей в области экономики семьи.

 

 

Результат программы

 Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньгиразных стран;
- что такое маркетинг.

Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара. 

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи. 

Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессиивашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. 

Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» идругие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах;

-  формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

-  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

-  понимание цели своих действий;

-  планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

-  проявление познавательной и творческой инициативы;

-  оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

-  адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

-  составление текстов в письменной форме;

-  готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-  умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

-  определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

-  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

-  понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

-  понимание и правильное использование экономических терминов;

-  освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

-  приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

-  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

-  развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Особые условия проведения

Программа для учащихся МБОУ СШ №1. Для обучающихся по адаптированным программам данная программа предполагает на 1 тему отводить 2 часа.

Материально-техническая база

Кабинет, столы, стулья, компьютер и мультимедиа, доска.