Столярное дело

Труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Однако, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением. В рамках программы «Столярное дело» дети будут заниматься физическим  трудом – создавать деревянные изделия своими руками, учиться обрабатывать древесину, украшать свои изделии.  Кроме трудового воспитания,  программа будет развивать у учащихся чувства красоты и гармонии.

Педагоги

Кушников Юрий Александрович, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1.      Основные сведения о древесине ( 2 часа).

2.      Виды столярного материала и его применение. (1 часа)

3. Столярный инструмент и технология обработки древесины. Рабочее место. Разметочный и измерительный инструмент  (2 часа)

4. Графическое изображение деталей из древесины  (1 час)

 

5.  Долбление, подрезка. Инструмент для долбления и подрезки (4 часа)

6. Виды стамесок: штампованные, вырубные (тонкие), кованые (толстые).

7.  Пиление. Инструмент для пиления (4 часа)

 

8. Молотки, киянки, клещи, вспомогательный инструмент. Столярные сжимы и струбцины. Соединение деталей из древесины (4 часа)

9. Сверление. Инструмент для сверления (2 часа)

10. Строгание. Инструмент для строгания (4 часа)

 

11. Отделка изделий из древесины. Покраска. (2 часа)

 

12. Лакирование. (1 час)

 

13. Художественная обработка древесины. Выжигание (2 часа)

 

14. Ажурное выпиливание (3 часа)

 

Цели программы

Развитие  технических и художественных способностей обучающихся путём изучения основ столярного дела, привитие им любви к традиционному российскому художественному ремеслу.

Результат программы

Знать:

 −правила и приемы безопасной работы с ручным столярным инструментом;

−виды материалов;

−соединение частей изделий;

−последовательность изготовления различных изделий

−правила безопасной работы на ученическом токарном станке;

−основные приёмы выжигания по дереву;

−основные приёмы выпиливания из дерева;

−способы чистовой отделки изделий из дерева;

−способы нанесения росписи на изделия из дерева.

        Уметь:

−организовывать рабочее место и порядок на нем во время работы;

−использовать инструменты в соответствии с требованиями техники безопасности;

−выполнять работы на ученическом токарном станке;

−выполнять несложные элементы резьбы по дереву;

−выполнять работы в технике выжигания;

−выпиливать простые фигурки из дерева;

−осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; −экономно использовать материалы;

 −изготавливать изделия по технологической карте, схеме или чертежу;

 −с помощью педагога анализировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

−реализовывать творческий замысел

Особые условия проведения

 

Учебно-методическое обеспечение

1.Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В. И./ -М.: Траст пресс, 1999.

2.Карабанов И. А. Технология обработки древесины 5 -9. -М.: Просвещение,

3.Рихвк Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. -М.: Просвещение,

4.Столярное дело 10-11кл. /Перелетов А.Н../. –уч. Для специальных (коррекционных) школ 8 вида 5.Столярное дело 4кл. /Журавлев Б.А./. –вспомогательная школа, 1988.

6.Столярное дело 5-6кл. /Журавлев Б.А./. –вспомогательная школа, 1988.

7.Столярное дело 7-8кл. /ЖуравлевБ.А./. –вспомогательная школа, 1988

8.Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. -М.: Легпромбытиздат, 1992. Литература для обучающихся: 9.Манжулин А. В., Сафронов М. В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). -М.: Народное творчество, 2001.

Педагогу необходимо соответствовать требованиям Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от8 сентября 2015 г. № 613н).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Отдельный кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности. Рабочий халат или фартук. Очки защитные. Аптечка.

1. Специальное оборудование: Деревообрабатывающие станки, сверлильный станок, верстак столярный. Электроинструменты. Столярные инструменты. Измерительные инструменты. Приспособления для разметки. Свёрла по дереву. Набор для выпиливания лобзиком. Ножовка по дереву. Деревянная колода. Прибор для выжигания по дереву.

2. Расходные материалы: древесина, фанера, пилки для лобзиков, наждачная бумага, лак для древесины.

3. Оснащение: ноутбук, экран, видеопроектор, Интернет. Информационно-образовательные ресурсы Видео, фото, интернет источники; Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)