Класс Раннего эстетического развития

Программа состоит из нескольких занятий музыкально-художественной направленности.

1. Образовательная учебная программа "Народной песни ручейки" ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения к фольклору и песенному творчеству.

Программа  связана с цикличностью народного календаря, изучением обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек и т. д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение 1 года изучить и воспроизводить некоторые обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал.

Музыкальные занятия  позволяют детям старшего дошкольного возрастав  в доступной и увлекательной форме получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность. 

2. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.  Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. 

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Педагоги

Заболотная Дарья Андреевна - преподаватель художественного отделения, первая квалификационная категория.

Баранцева Ирина Николаевна - преподаватель художественного отделения, первая квалификационная категория.

Орлова Людмила Степановна - преподаватель хора, народного творчества, высшая квалификационная категория

Калинина Алевтина Николаевна - преподаватель музыкального отделения, первая квалификационная категория.

Содержание программы

1. Музыкальная программа "Народной песни ручейки"

Программа «Народной песни ручейки» направлена на развитие личности ученика к познанию и творчеству, сохранение национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности обучающихся на основе устно-народного творчества традиций русского народа.

Реализация программы рассчитана на 1 год. Возраст детей- 6; 6,5 лет Количество детей в группах дошкольного возраста - примерно от 7-9 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности дошкольников и создания творческой атмосферы на занятиях. Для детей первого года обучения – занятия проходят один раз в неделю. Протяжённость урока от 30 минут. 

В процессе обучения используются следующие формы работы:

•  практические тематические занятия;

•  беседы;

•  мастер-класс;

•  фольклорные праздники;

•  отчетные концерты;

•  экскурсии;

•  совместный досуг детей и родителей.

Очень важной и плодотворной формой работы является фольклорный праздник. Именно он создает условия, наиболее приближенные к естественному бытованию фольклора. Праздники приурочивают к наиболее важным датам народного календаря. Формы проведения праздника разнообразны: посиделки, инсценировки, концерты.

Этапы реализации программы

Первый этап – первый год обучения для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним. Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: игры (музыкальные и словесные, считалки дразнилки, загадки, пословицы, потешки. Участники фольклора впервые знакомятся с народным календарем, народными праздниками и обрядами.Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т. д.) .

2. Изобразительной искусство

Уроки посещают дети подготовительной к школе группы в возрасте 6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 учебных недель. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Задачи:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

Цели программы

Музыкально-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. развитие творческих способностей у детей.

-ознакомить учащихся с песенным фольклором Ленского района, Архангельской области, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, привлечение детей к народному творчеству и уважения к традициям

-Формирование навыков изобразительного творчества и выражения своих фантазий с помощью различных техник рисования и материалов.

Результат программы

1. Предполагаемые результаты реализации программы «Народной песни ручейки»»

-учащиеся должны знать:

-   детские жанры народно – песенного творчества (считалки, песни - игры, игры – загадки) ;

-   виды хороводов (круг, ручеёк) ;

-   обыгрывают образы героев в песнях и играх.

-   основные праздники народного календаря;

-   песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, заклички, частушки, скоморошины;

учащиеся должны уметь:

-   исполнять песни, потешки, дразнилки, выполнять игровые, хороводные движения;

-   выразительно декламировать;

-выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притопывая)

-рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

2. Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Особые условия проведения

Для успешной реализации данной программы необходимо:

•  преподаватель детской школы искусств, имеющий музыкальный слух, знающий традиции и обряды русского народа. 

Специализированных требований  к обучающимся не предъявляется.

Для успешного участия в занятии по ИЗО расходные материалы: альбомы, краски, карандаши, мелки и др. приобретается родителями самостоятельно по рекомендациям  преподавателей. 

Материально-техническая база

1. Материально- техническое обеспечение музыкальных занятий:

•  специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;

•  музыкальные инструменты: баян, бубен, трещотка ,ложки и т. д. ;

•  технические средства обучения: видеоплеер; магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,

•  наборы СD - дисков, микрофоны и др. ;

•  зал для проведения праздников;

•  народная одежда (сарафаны, блузки, рубашки, пояски) .

2.   Методическое обеспечение:

•  дидактический и раздаточный материал;

•  пособия по народному творчеству;

•  комплект методической и теоретической литературы;

•  Разработанные сценарии игр и праздников.

2.Учебное помещение должно быть просторным, светлым, оснащено необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

Методическое обеспечение учебного процесса занятия ИЗО:

·         тычок жесткой кистью;

·         оттиск поролоном;

·         восковые мелки и акварель;

·         отпечатки листьев;

·         рисунки из ладошек;

·         волшебные веревочки;

·         кляксография;

·         печать по трафарету.

             Материал:

·         акварельные краски, гуашь;

·         восковые и масляные мелки, свеча;

·         ватные палочки;

·         поролоновые печатки;

·         коктельные трубочки;

·         палочки или старые стержни для процарапывания;

·         матерчатые салфетки;

·         стаканы для воды;

·         подставки под кисти; кисти.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по графике.