От Легоконструирования к робототехнике

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных людях, в развитии интереса к техническим профессиям.

Основная задача программы состоит в разностороннем развитии ребенка. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной сфере Lego Wedo, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты Lego, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления собранной моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для моделей. Обучающиеся получают представление об особенностях составление программ управления. В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно - техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Простота в построении модели в сочетании большими конструктивными возможностями Lego, позволяет детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же задачу.

В программе последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети знакомятся с возможностями конструктора, учатся строить сначала несложные модели, затем самостоятельно придумывать свои конструкции. Постепенно у детей развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, развивается логическое, проектное мышление.

Для ребят, успешно прошедших обучение по данной программе, следующим шагом может стать переход на новый образовательный уровень изучения робототехники - работа с конструкторами серии Lego Mindstorms Education EV3.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Шатова Елена Викторовна.

Опыт работы с дошкольными коллективами с 1994 года.

 

Расписание

Один раз в неделю. 25 минут

Содержание программы

Вводное занятие

Цели и задачи программы

Теория: Цели и задачи программы. Вводный инструктаж.

Практика: Входная диагностика.

Раздел 1. Введение в робототехнику

Тема 1. История развития робототехники

Теория: Истории развития робототехники. 

Практика: Сборка робота из деталей конструктора Lego.

Тема 2. Устройство персонального компьютера

Теория: Персональный компьютер. 

Практика: Отработка навыка работы с персональным компьютером.

Тема 3. Алгоритм программирования

Теория: Алгоритм. Блок-схема алгоритма. 

Практика: Составление алгоритма.

Раздел 2. Конструктор Lego Wedo

Тема 1. Набор конструктора Lego Wedo

Теория: Детали конструктора.

Практика: Сборка простейшей модели из деталей Lego.

Тема 2. Составные части конструктора Lego Wedo

Теория: Детали Lego Wedo, цвет элементов и формы элементов. Мотор и оси.

Практика: Сборка простейшей модели из деталей Lego.

Раздел 3. Программное обеспечение Lego Wedo

Тема 1. Программное обеспечение Lego Wedo

1.1. Блоки программы Lego Wedo

Теория: Программное обеспечение Lego Wedo. Главное меню программы.

Практика: Изучение меню программного обеспечения Lego Wedo.

1.2. Блоки программы Lego Wedo

Теория: Работа мотора с датчиком наклона и расстояния. 

Практика: Изучение процесса работы датчиков наклона и расстояния.

1.3. Разработка и запуск простейшей модели Lego Wedo

Практика: Разработка и запуск простейшей модели Lego Wedo.

Раздел 4. Детали Lego Wedo и механизмы

Тема 1. Мотор, датчики расстояния и наклона

Теория: Мотор: определение, назначение. Способы соединения мотора с механизмом. 

Практика: Составление элементарной программы работы мотора и датчиков расстояния и наклона. 

Тема 2. Зубчатые колеса, повышающая и понижающая передачи

2.1. Зубчатые колеса (зубчатая передача)

Теория: Зубчатые колеса, понижающая и повышающая зубчатые передачи.  Практика: Сборка моделей с передачами и составление программы.

2.2. Модель прямой зубчатой передачи. Модель понижающей зубчатой передачи Практика: Сборка модели прямой и понижающей зубчатой передачи. 

2.3. Модель с коронным зубчатым колесом

Практика: Сборка модели с коронным зубчатым колесом. 

2.4. Модель с понижающим и с повышающим коронным зубчатым колесом

Практика: Сборка модели с понижающим и коронным зубчатым колесом.  

Тема 3. Ременная передача

Теория: Шкивы и ремни. Прямая ременная передача и перекрестная ременная передача.  

Практика: Сборка модели с прямой переменной передачей и перекрестной ременной передачей. 

Тема 4. Червячная передача

Теория: Червячная передача: определение, назначение, прямая и обратная зубчатая передача. Практика: Сборка модели прямой червячной передачи, составление программы для модели и ее запуск. Сборка модели обратной червячной передачи, составление программы для модели и ее запуск.

Тема 5. Кулачковая и рычажная передачи

Теория: Кулачковая передача: определение, назначение. 

Практика: Сборка модели кулачковой передачи, составление программы для модели и ее запуск. 

Раздел 5. Сборка моделей Lego Wedo 

Тема 1. Сборка и программирование модели «Танцующие птицы» (или «Рычащий лев»)

Тема 2. Сборка и программирование модели «Умная вертушка»

Тема 3. Сборка и программирование модели «Обезьянка барабанщица»

Тема 4. Сборка и программирование модели «Голодный   аллигатор»

Тема 5. Сборка и программирование модели «Рычащий лев»

Тема 6. Сборка и программирование модели «Порхающая птица»

Тема 7. Сборка и программирование модели «Нападающий»

Тема 8. Сборка и программирование модели «Вратарь»

Тема 9. Сборка и программирование модели «Вратарь»

Тема 10. Сборка и программирование модели «Спасение самолета»

Тема 11. Сборка и программирование модели «Спасение самолета»

Тема 12. Сборка и программирование модели «Непотопляемый парусник»

Тема 13. Сборка и программирование модели Башенный кран

Тема 14. Сборка и программирование модели Карусель

Раздел 6 Работа над проектами

Тема 1. Создание творческого проекта

Итоговый контроль

Итоговое занятие

Цели программы

Задачи:

1.    Обучающие

•        сформировать представление о применении роботов в современном мире: от детских игрушек до научно-технических разработок;

•        сформировать представление об истории развития робототехники;

•        научить создавать модели из конструктора Lego;

•        научить составлять алгоритм;

•        научить составлять элементарную программу для работы модели;

•        научить поиску нестандартных решений при разработке модели.

2.    Развивающие

•        способствовать формированию интереса к техническому творчеству;

•        способствовать развитию творческого, логического мышления;

•        способствовать развитию мелкой моторики рук;

•        способствовать развитию изобретательности, творческой инициативы;

•        способствовать развитию стремления к достижению цели;

•        способствовать развитию умения анализировать результаты работы.

3.     Воспитательные

•        способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи;

•        способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего руда и труда окружающих;

способствовать воспитанию трудолюбия и волевых качеств: терпению, ответственности и усидчивости.

Результат программы

Планируемые результаты

Личностные

-   чувство уважения и бережного отношения к результатам своего труда и труда окружающих;

-    чувство коллективизма и взаимопомощи;

-    трудолюбие и волевые качества: терпение, ответственность, усидчивость. Метапредметные

-   развитие интереса к техническому творчеству; творческого, логического мышления; мелкой моторики; изобретательности, творческой инициативы; стремления к достижению цели;

-    умение анализировать результаты своей работы, работать в группах.

Предметные

-    знание устройства персонального компьютера; правил техники безопасности и гигиены при работе на ПК; типов роботов; основных деталей Lego Wedo 2.0; назначения датчиков; основных правил программирования на основе языка Lego Wedo; порядка составления элементарной программы Lego Wedo; правил сборки и программирования моделей Lego Wedo 2.0, Lego.

-    умение собирать модели из конструктора Lego Wedo 2.0, Lego; работать на персональном компьютере; составлять элементарные программы на основе Lego Wedo 2.0.;

-    владение навыками элементарного проектирования.

Особые условия проведения

Обучение по программе бесплатное, предназначено для детей дошкольников подготовительной группы МБОУ «Заостровская СШ» СП «Детский сад с. Заостровье». Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

-        ноутбуки с программным обеспечением для работы с конструктором Lego Wedo 2.0 - 1 шт.

-        интерактивная доска - 1 шт.;

-        наборы конструкторов:

Lego Wedo 2.0. - 10 шт.;

             ресурсный набор Lego Wedo 9585 (8+) - 10 шт.;

-        прикладное программное обеспечение Lego Wedo, Lego Wedo 2.0.