Шахматный мир

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен всем школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ученик делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур и играть в шахматы.

Педагоги

Фомина Жанна Михайловна.

Микутавичене Наталья Николаевна

Содержание программы

1 МОДУЛЬ (68 часов)

Шахматная доска и фигуры (8 ч)

Ходы и взятия фигур (24 ч)

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (18 ч)

Запись шахматных ходов (6 ч)

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)

Общие принципы разыгрывания дебюта (8 ч)

2 МОДУЛЬ (68 часов)

Повторение (12 ч)

Защита (12 ч)

Реализация большого материального перевеса (20 ч)

Эндшпиль (18 ч)

Практическая игра (6 ч)

3 МОДУЛЬ (68 часов)

Повторение (8 ч )

Тактика в шахматах и определение комбинации (54 ч)

Практическая игра (6 ч)

4 МОДУЛЬ (68 часов)

Атака в шахматной партии (6 ч)

Оценка позиции (10ч)

Игра в середине партии (40 ч)

 

Практическая игра (12 ч)

 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

К концу обучения дети должны знать:

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

· диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная

· позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

· правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу обучения дети должны уметь:

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

· правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

· различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

· рокировать;

· объявлять шах, мат;

· решать элементарные задачи на мат в один ход.

Проверка знаний осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.

Особые условия проведения

Наличие шахмат, шахматных часов.

Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха

Материально-техническая база

1. Шахматы

2. Шахматные часы.

3. Столы для шахмат