Рекомендуем посмотреть
Шахматный мир
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен всем школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ученик делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур и играть в шахматы.
Педагоги
Фомина Жанна Михайловна.
Микутавичене Наталья Николаевна
Содержание программы
1 МОДУЛЬ (68 часов)
Шахматная доска и фигуры (8 ч)
Ходы и взятия фигур (24 ч)
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (18 ч)
Запись шахматных ходов (6 ч)
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (4 ч)
Общие принципы разыгрывания дебюта (8 ч)
2 МОДУЛЬ (68 часов)
Повторение (12 ч)
Защита (12 ч)
Реализация большого материального перевеса (20 ч)
Эндшпиль (18 ч)
Практическая игра (6 ч)
3 МОДУЛЬ (68 часов)
Повторение (8 ч )
Тактика в шахматах и определение комбинации (54 ч)
Практическая игра (6 ч)
4 МОДУЛЬ (68 часов)
Атака в шахматной партии (6 ч)
Оценка позиции (10ч)
Игра в середине партии (40 ч)
Практическая игра (12 ч)
Цели программы
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Результат программы
К концу обучения дети должны знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
· диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная
· позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
· правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу обучения дети должны уметь:
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
· правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
· различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах, мат;
· решать элементарные задачи на мат в один ход.
Проверка знаний осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
Особые условия проведения
Наличие шахмат, шахматных часов.
Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха
Материально-техническая база
1. Шахматы
2. Шахматные часы.
3. Столы для шахмат