Детский фольклор (1год обучения)

Дополнительная общеобразовательная программа «Детский фольклор (1 год обучения)» направлена на создание условий, которые предоставят возможность детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом через отбор репертуара и вовлечение учащихся в практическую деятельность по разучиванию фольклорных произведений.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Детский фольклор (1 год обучения)» заложена в ее построении в соответствии с циклом народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год из поколения в поколение. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка; способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения с движением, в свое же время образно-смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для ее исполнения – необходимые элементы интонационно-речевой выразительности, пластические движения, жесты, мимику.

Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышают речевую культуру детей; элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

Участие детей в календарных обрядах – это, прежде всего, школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школа освоения традиций, обычаев и приобщение подрастающего поколения к родной национальной культуре.

Педагоги

Пугинская Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Расписание

1 группа

Вторник 9,10-9,35

Четверг 9,10-9,35

2 группа

Вторник 09,45-10,10

Четверг 09,45-10,10

3 группа

Вторник 10,20-10,45

Четверг 10,20-10,45

4 группа

Вторник 10,55-11,20

Четверг 10,55-11,20

5 группа

Вторник 11,30-11,55

Четверг 11,30-11,55

 

Содержание программы

1. Введение в программу (1 час)
Введение в образовательную программу

2. Музыкальный фольклор (6 часов)
Жанры устного и музыкального фольклора.
Народные инструменты.

3. Народоведение (34 часов)
Знакомство с приметами осени, зимы, весны, лета.
Календарные праздники: Праздник последнего снопа, Кузьминки, Сороки, Никола, Благовещенье, Рождество, Крещенье, Масленица, Святая Пасха, Егорьев день, Вознесенье, Ефрем Сирин, Вербное воскресенье, Красная горка, Троица.

4. Итоговое занятие (1 час)
Музыкальное путешествие по страницам народного фольклора.

Цели программы

Приобщение ребенка к национальной культуре и духовному богатству Поморья.

Результат программы

В итоге реализации программы учащиеся должны:

знать:

- основные понятия народной культуры, фольклорных терминов;

- историю возникновения обрядовых праздников;

- основы народной певческой культуры;

- жанры устного и музыкального фольклора;

уметь:

- различать культуру семейного быта, традиции семьи, назначение календарно-обрядовых праздников;

- бережно относиться к культуре своего народа, своего края, сохранению традиций;

- владеть определенной суммой хороводных, песенно-танцевальных номеров;

- владеть набором игр;

- выступать с показом театрализованных представлений, фольклорных праздников.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, учебная мебель, народные музыкальные инструменты, учебно-методический комплекс.