«Юный журналист»

Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих

Педагоги

Есликова Татьяна Александровна

Содержание программы

Введение. Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка


Твой друг – газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства

Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.

Экскурсия «кто имеет отношение к газетам?» Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

Создание очередного номера газеты (поквартально). Сходство и различие художественного и публицистического стилей

Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

Жанры периодической печати (информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор. Беседа «Моя любимая газета».


Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов хроникеров. Расширенная информация

Защита творческих работ. Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ. Заметка. Заметка информационного характера Заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

Цели программы

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;

- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;

- воспитание человека, гражданина, школьника – задача сложная многогранная, всегда актуальная;

- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему – проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.

Результат программы

Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

1. Умение работать с разной литературой.

2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.

3. Умение брать и давать интервью.

4. Использование знаний основных жанров периодической печати.

5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

нет